Настоящий выпуск журнала «Морское право» охватывает период с июля по сентябрь 2021 г. Как и прежде, в качестве предисловия мы подводим ежеквартальную статистику «морских» дел, рассмотренных арбитражными судами. Наиболее значимые споры вошли в обзор судебной практики и были прокомментированы авторами журнала.
Дела в первой инстанции
При поиске в Банке решений арбитражных судов (ras.arbitr.ru) по ключевым словам «КТМ РФ», «капитан морского порта», «морской залог», «морское посредничество», «лоцманская проводка» за исследуемый период было найдено 106 «морских» дел, разбиравшихся в первой инстанции.
Из указанных 106 разбирательств 59 дел было связано с публичным правом: оспариванием ненормативных актов государственных органов, привлечением к ответственности за административные и таможенные правонарушения. Чаще всего оспариваются ненормативные акты государственных органов об устранении нарушений законодательства при функционировании морских портов, а также при выдаче лицензии и отказе в регистрации морских судов.
В сфере морского частного права арбитражными судами субъектов было рассмотрено 47 дел. Среди них чаще всего встречаются споры о взыскании задолженности по договору тайм-чартера и перевозки грузов, неосновательного обогащения и демереджа. Кроме того, арбитражные суды рассматривали споры о взыскании неосновательного обогащения за стоянку судна у причала при отсутствии договора; о взыскании страхового возмещения в связи с повреждением груза, судна или болезнью члена экипажа; о нарушении обязательств сторон по договору бербоут-чартера; о нарушении обязательств, возникающих при лоцманской проводке судов.
Дела в апелляционной инстанции
Апелляционными арбитражными судами в исследуемый период было рассмотрено 54 дела, в которых упоминается КТМ РФ. При этом лишь в 26 актах КТМ РФ использовался как источник морского права, а не просто в качестве примера по делам, не связанным с мореплаванием. Из указанных 26 дел относятся к сфере публичного права 8 споров, а к сфере частного права – 18.
Дела в сфере публичного права связаны либо с таможенным регулированием, либо с привлечением лиц к административной ответственности. К административной ответственности в сфере морского публичного права арбитражные суды, как и в предыдущий квартал, обычно привлекают за незаконное пересечение морских границ.
В сфере морского частного права стороны спорят в основном в связи с нарушением обязательств по договору тайм-чартера, взысканием неосновательного обогащения и демереджа. Наибольшее количество споров здесь рассмотрел Пятый арбитражный апелляционный суд – 8 дел.
Ниже представлена наглядная таблица с распределением споров по морскому частному праву между различными апелляционными судами.
Дела в кассационной инстанции (суды округов)
За период с июля по сентябрь 2021 г. в арбитражных судах округов было рассмотрено 18 дел, в которых упоминается КТМ РФ. Из них к морскому праву относятся лишь 14. В остальных случаях КТМ упоминается просто в качестве примера регулирования (чаще всего – в связи с вопросами исковой давности).
Из 14 морских дел 2 дела охватывают вопросы публичного права, а именно таможенных нарушений: в одном случае – со стороны частного лица, в другом – со стороны государственного органа.
В остальных 12 актах предметом спора являются частноправовые отношения. Однако одно из указанных частноправовых дел не было включено в расположенную ниже таблицу споров по морскому частному праву, так как оно фактически не было рассмотрено судом – иск о взыскании задолженности был подан вне процедуры банкротства.
Таким образом, за исследуемый период кассационной инстанцией было рассмотрено 11 дел в сфере морского частного права и два дела в сфере морского публичного права. Бóльшую часть дел в области морского частного права рассмотрел Арбитражный суд Дальневосточного округа – 6 дел.
Итог
Таким образом, за третий квартал 2021 г. арбитражные суды рассмотрели 146 «морских» дел. Из них 77 дел – в сфере частного права и 69 дел – в сфере публичного права. В суде первой инстанции было рассмотрено 47 дел в сфере частного права и 59 в сфере публичного; в апелляционных арбитражных судах – 18 дел в сфере частного права и восемь в сфере публичного; в кассационных арбитражных судах – 12 в сфере частного права и два в сфере публичного. Превалирующее количество споров, как и в ранее изученные периоды (см. No 1–3 «Морского права» за этот год), связано со взысканием неосновательного обогащения, демереджа, а также с ответственностью за нарушение обязательств из договоров тайм- чартера и морской перевозки груза. ■
Обзор подготовлен Булатом Каримовым
Журнал “Морское право” 4/2021 стр. 11–13