Журнал МОРСКОЕ ПРАВО № 4/2022 | Октябрь-Ноябрь-Декабрь 2022

Четвертый выпуск журнала за 2022 год охватывает период с октября по декабрь. Важнейшим событием морского права в этот период стала Ассамблея Международного морского комитета (Comité Maritime International – CMI), приуроченная к 125-летию CMI, которая состоялась в Антверпене, впервые в очном формате после пандемии и коронавирусных ограничений.

В этом выпуске на месте рубрики «Зарубежное право» – рубрика «Унификация морского права», где читатель найдет информацию о работе CMI в этом направлении. Обозреваются принципы морского права – Lex Maritima – разрабатываемые CMI, которые в скором времени планируются к утверждению.

CMI была проделана большая работа, которая привела к принятию Конвенции Организации Объединенных Наций о международных последствиях судебной купли-продажи судов, о чем читатель может ознакомиться в этом выпуске.

Одним из результатов работы CMI по унификации морского права явилось создание Базы данных судебных решений по международным конвенциям. База данных – CML CMI Database of Judicial Decisions on International Conventions – призвана сделать эти решения более доступными для мирового морского сообщества в надежде, что это будет способствовать проведению сравнительных исследований и единообразию толкования международного морского права. База данных основывается на фундаменте, заложенном профессором Франческо Берлингьери в предыдущей базе данных CMI по судебной практике по морским конвенциям “Jurisprudence on Maritime Conventions”.

На Ассамблее CMI в октябре этого года, после продолжительной работы, было принято новое Руководство по общей аварии, о чем читатель также узнает в разделе «Унификация морского права».

Одним из наиболее сложных вопросов в области унификации морского права является единообразное толкование правил лишения права на ограничение ответственности судовладельца по Конвенциям ИМО. Этой работой занимается специально созданная Международная рабочая группа CMI. Читатель узнает не только о работе, проделанной CMI, но и о серьезности проблемы лишения права на ограничение ответственности в целом.

Традиционно отражена статистика «морских» дел в арбитражных судах РФ за период с октября по декабрь. До выхода в свет журнала «Морское право» не велась и не публиковалась статистика «морских» дел, ведь дела арбитражных судов не квалифицировались в качестве «морских» для целей учета. Между тем их выделение в отдельную категорию и статистический учет имеют большое значение для отрасли. Ассоциация морского права RUMLA выражает благодарность Булату Каримову, который отслеживал «морские» дела за период с октября по декабрь и подготовил к публикации их статистику.

В этом выпуске опубликована интереснейшая статья Татьяны Драгуновой, посвященная исследованию правового режима затонувшего имущества в правопорядке России, Англии и США, а также в международных унификациях. Автор рассматривает вопросы соотношения права собственности на затонувшее имущество и действия права спасания и находки применительно к затонувшим коммерческим судам и военным кораблям, режима государственного иммунитета военных судов, принципа mare liberum и расширения прав прибрежных государств в отношении имущества, затонувшего в пределах территории, так или иначе относящейся к их юрисдикции, принципа государственного иммунитета военных судов и интересов международного культурного и научного сообщества в исследовании и сохранении подводного культурного наследия.

Не менее интересная статья Булата Каримова посвящена установлению правовой природы договора транспортной экспедиции. Для этого автор анализирует экономическую природу указанного договора, его предмет и ответственность за его нарушение. Кроме того, в статье приводится зарубежный опыт регулирования указанного института в правопорядках Англии, Германии и Франции. Автор сравнивает решение отдельных вопросов правового осмысления договора транспортной экспедиции в России и в обозначенных правопорядках. Вывод работы заключается в том, что договор транспортной экспедиции в российском правопорядке сформулирован не на основании предмета договора, а на основании его объекта. Результатом такого подхода является то, что достаточно большое количество обязательственных отношений может охватываться определением договора транспортной экспедиции. Это, в свою очередь, может приводить к неблагоприятным для правопорядка и гражданского оборота последствиям в связи с тем, что в российском праве ответственность экспедитора ограничена.

Традиционной рубрикой журнала является обзор новинок литературы по морскому праву. В этом выпуске рассмотрены 13 книг, опубликованных в 2022 г. Рубрику ведет Иван Кобченко.

Статьи, новости, обзоры судебной практики и новинок литературы должны заинтересовать специализирующихся на морском праве юристов: адвокатов в широком смысле этого слова, судей, студентов и держать их в курсе развития отрасли. Мы публикуем статьи ученых, практикующих, а также начинающих юристов, чтобы формировать юридическое сообщество из представителей всех поколений. Мы рады внести свой вклад в унификацию морского права во всех его аспектах!

Президент Ассоциации морского права RUMLA

Константин Краснокутский

Приобрести печатную версию журнала
(оплата картой).
* для членов Ассоциации журнал предоставляется бесплатно

Добавить комментарий