Краткая история Российского общества морского права (1905–1917)  

Настоящая статья, по сути, представляет собой историческую справку о Российском обществе морского права. Текст разделен на четыре части: в первой части речь идет о создании Общества и роли Великого князя Александра Михайловича Романова, утвердившего Устав Общества; во второй части – о смысле создания Общества, а именно про объединение усилий юристов по изучению, развитию и унификации морского права, в этой же части рассказывается о международном аналоге Общества – Международном морском комитете, в состав которого входило российское Общество; в третьей части – о деятельности Международного морского комитета по разработке международных конвенций в области морского торгового права; недостаточность информации о Российском обществе морского права в российских архивах восполняется через архивные документы Международного морского комитета, а именно протоколы по обсуждению проектов конвенций. В четвертой части речь идет о персоналиях и их деятельности в Обществе.  

Ключевые слова: разработка конвенций по морскому праву, Международный морской комитет, Фридрих (Федор) Мартенс, Михаил фон Таубе, декларация о законах морской войны.  

Российское общество морского права было основано в начале ХХ века в Санкт-Петербурге. 18 мая 1905 года Устав общества подписал Главноуправляющий торговым мореплаванием и портами Великий князь Александр Михайлович [1] – эту дату вполне можно считать официальным днем рождения общества.  

1. О роли Великого князя Александра Михайловича Романова в создании Российского общества морского права  

Четкой регламентации процедуры создания и видов организационных форм юридических лиц в Российской империи не было [2]. На уровне законодательства отсутствовал даже общий термин – юридическое лицо, но были отдельные правила создания дворцовых управлений, дворянских, городских и сельских обществ, земских учреждений, больниц и т. д. Однако общим было то, что все эти установления, обладавшие правосубъектностью, должны иметь устав, утвержденный правительственной властью. Иногда уставы утверждались членами императорской фамилии [3].  

Устав Российского общества морского права был утвержден Великим князем Александром Михайловичем, видимо, как государственным деятелем, наиболее живо и детально интересующимся морским делом во всех его проявлениях: от изучения новинок кораблестроения и стратегии военно-морского боя до исследования природных богатств и построения портовых систем. По воле и при непосредственном наблюдении Великого князя была составлена книга «Главнейшия сведения по Морскому международному праву». В издании представлена вся система морского международного права, включая правовые нормы, действующие в условиях мира, сухопутной войны и войны на море, вопросы правовой регуляции движения и деятельности во внутренних, территориальных и береговых водах государств, этикет официальных визитов и т. Д. [4] 

Александр Михайлович (двоюродный дядя императора Николая II, с которым он состоял в довольно близких дружеских отношениях) был моряком, прошел путь на флоте от мичмана (1885) до адмирала (1915), совершил множество морских путешествий (включая кругосветное), служил на Балтийском и Черноморском флотах. Во время зарубежных командировок Великий князь собирал и сводил воедино материалы, касающиеся военной техники, в которой он разбирался настолько хорошо, что сам разрабатывал эскизные проекты броненосцев. Начиная с 1880-х, он издавал справочники о военных флотах разных государств. Александр Михайлович мог определить по тому, как страна оснащает свой флот, с кем именно она готовится воевать: эти знания помогли ему предсказать русско-японскую войну и год, когда она начнется, еще за десять лет до нападения Японии на Россию. В 1895 году он убеждал императора Николая II готовиться к военным действиям и предоставил Программу усиления флота на Тихом океане, но, увы, был раскритикован министром финансов Сергеем Витте и Главным начальником флота и Морского ведомства Великим князем Алексеем Александровичем [5].  

Не сумев добиться понимания у государства, в 1904 году Александр Михайлович возглавил Особый комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования (на собранные средства было построено 23 корабля). Комитет не только собирал деньги; в нем действовали научно-технические и проектные подразделения, статистический отдел, было организовано наблюдение за строительством и сдачей судов в казну и т. д.  

С ноября 1902 по октябрь 1905 года Великий князь руководил Главным управлением торгового мореплавания и портов. Этим ведомством была проделана большая работа по благоустройству приморских городов, строительству маяков и каналов, ремонту судов, а также разработаны проекты по учреждению Дунайского пароходства, финансированию Сухумского порта и др. По инициативе князя было создано Положение об управлении приморскими торговыми портами, согласно которому вопросы торговли и работы портов сосредотачивались в Министерстве Финансов, а не в компетенции нескольких министерств, как раньше [6]. Это было свойственно Александру Михайловичу: упрощать бюрократические процедуры, а также объединять воедино разрозненные структуры. Надо полагать, ему была близка и понятна цель создания Российского общества морского права: способствовать унификации морского права, и, вероятно, именно поэтому на него было возложено утверждение Устава общества.  

Устав организации, который он собственноручно подписал, гласил: «Российское общество морского права учреждается для разработки теоретических и практических вопросов по морскому праву, распространению сведений по этому предмету и объединения норм морского законодательства разных государств [1] 

Сложно сказать однозначно, по чьей инициативе возникло Российское общество морского права. Идеологами могли быть русские юристы, занимавшиеся морским правом и имевшие контакты с европейскими коллегами, учредившими Международный морской комитет. Однако без поддержки Великого князя вряд ли бы это общество появилось.  

2. Цели создания Российского общества морского права и Международного морского комитета  

Во второй половине XIX в. постепенно стала проявлять себя мода на унификацию правового регулирования. Это эпоха появления первых международных конвенций. Именно в этот период появилась Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (1886) и Парижская конвенция по охране промышленной собственности (1883). Не осталось в стороне и торговое мореплавание.  

Юристы из разных стран, увлеченные морским правом, стремились создать некое международное надгосударственное объединение юристов, которое разрабатывало бы международные конвенции в области морского права.  

В 1885 году во время Всемирной выставки в Антверпене был устроен Международный конгресс, на котором собрались судовладельцы, юристы, страховщики и другие специалисты. Целью дискуссии было создание морского международного кодекса, который бы единообразно регулировал все важные вопросы: от правового статуса торгового судна и ответственности судовладельца до правил морского залога и спасения на море. Однако дальше дискуссии идея не продвинулась.  

Не увенчалась успехом и следующая сессия, посвященная унификации морских норм и правил, которая прошла в 1888 году в Брюсселе. Однако оба мероприятия подтолкнули к идее создания международной ассоциации морского права, которая могла бы формулировать правовые нормы для морской отрасли и создавать проекты международных конвенций посредством их всесторонних обсуждений с представителями разных стран [7]. В свою очередь на уровне каждого государства могли бы создаваться национальные ассоциации, представители которых участвовали бы в работе международной. Национальные ассоциации могли бы объединять судовладельцев, экспедиторов, юристов, страховщиков, дипломатов и других экспертов в области торгового мореплавания и морского права.  

Идея была поддержана Ассоциацией международного права, и в 1896 году в Бельгии была создана первая в мире Ассоциация по унификации морского права. Ее основатели: президент ассоциации Огюст Беернарт (бывший премьер-министр Бельгии и президент Ассоциации адвокатов; в 1894 году король присвоил ему почетный титул государственного министра; позже, в 1909, Беернарт получит Нобелевскую премию мира за свою деятельность в Постоянном арбитражном суде); вице-президент Ассоциации, страховой брокер Шарль Ле Жен и генеральный секретарь Ассоциации, адвокат Луи Франк.  

В 1897 году была создана Ассоциация по унификации морского права во Франции. В это же время разные страны (включая Германию, Англию, Голландию и США) выразили желание создать подобные ассоциации у себя, и 6 июня 1897 года в Брюсселе был официально образован Международный морской комитет (ММК). Уставными целями его было заявлено: вносить вклад своими конференциями, публикациями и другой работой в унификацию морского права, стимулировать создание национальных ассоциаций по унификации морского права, поддерживать между этими ассоциациями регулярные отношения и согласованные действия.  

Было сформировано постоянное бюро Комитета (11 человек). Также на первой конференции в ММК вступили 33 эксперта из разных стран: Англии, Бельгии, Голландии, Дании, Италии, США, Германии, Франции и России. От России в ММК вступил Фридрих (Федор) Мартенс, дипломат и юрист, профессор Санкт-Петербургского университета, автор концепции мирного разрешения международных споров, принятой на Гаагской конференции. Видимо, он и был одним из идеологов создания Российского общества морского права.  

Было решено, что в состав Международного морского комитета будут входить почетные члены (максимум 9 от каждой страны) и делегаты национальных ассоциаций (максимум 6 от каждой ассоциации), и до 1907 года, пока Российское общество морского права не вступило в ММК, в конференциях Комитета от России принимали участие исключительно почетные члены [8]. Помимо Мартенса, это были Михаил Александрович фон Таубе – дипломат, историк, профессор, государственный деятель (когда Таубе учился в университете, Мартенс был его научным руководителем) и Иван Александрович Овчинников – подполковник (в дальнейшем – генерал-майор) Российского Императорского флота, юрист, преподаватель, автор трудов по призовому и международному праву.  

Действительные члены Международного морского комитета уплачивали ежегодный взнос в размере двадцати пяти франков, национальным ассоциациям тоже предлагалось внести свой вклад в расходы Комитета.  

Несмотря на то, что участвовать в конференциях и озвучивать свое мнение могли и независимые делегаты, на первой же конференции в 1897 году был сформулирован следующий принцип работы ММК: «Создание национальных ассоциаций по унификации морского права должно быть в центре внимания Комитета. Именно через них мы планируем реализовывать нашу программу. Желательно, чтобы в состав этих ассоциаций входили не только юристы, но и представители высшего звена торговли, армии, страхования и т. д. Таким образом, наша пропаганда наиболее легко проникнет в круги непосредственно заинтересованных сторон; именно для них разрабатываются морские правила, и им будет легче добиться их изменения во имя своих интересов, чем теоретикам из правительства» [9].  

В 1907 году в ММК вошло Российское общество морского права. К тому времени в составе ММК было уже 15 национальных ассоциаций.  

3. Работа Международного морского комитета и представителей национальных ассоциаций морского права  

С первого же своего собрания ММК довольно активно взялся за дело. С 1897 года по сей день с участием Комитета было разработано более 30 проектов конвенций, из которых 20 были приняты на международных конференциях [10].  

На первой конференции были обозначены две важнейшие темы: 1) столкновение судов и 2) ограничение ответственности судовладельцев. Последующие конференции продолжили эту работу, в результате чего в 1910 году в Брюсселе были приняты Конвенция об унификации некоторых правил относительно столкновения судов и Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся помощи и спасения на море.  

На Парижской конференции в 1911 году ММК с гордостью сообщил: «Наши члены, вероятно, с удовольствием услышали, что Конвенция от 23 сентября 1910 года о столкновении и спасании на море была одобрена парламентом Великобритании, который в то же время внес определенные изменения в национальное законодательство этой страны; а также Германией, Россией и Бельгией – последняя приняла закон, по всем пунктам согласующийся с конвенциями, и, наконец, Грецией, Мексикой и Румынией. Другие государства тоже предприняли необходимые шаги либо для представления проекта кодекса своим законодательным органам, либо для создания комиссий по изучению двух международных конвенций» [11].  

Перед тем, как собрать своих членов и делегатов от национальных ассоциаций на конференцию, ММК высылал им перечень вопросов, которые предлагал подробным образом обсудить. Так, в 1912 году Российское общество морского права (как и другие национальные ассоциации) на своих собраниях обсуждало вопросы, касающиеся: 

а) желательности ратификации Лондонской декларации о законах морской войны;  

б) действительности морского страхования неприятельского имущества;  

в) безопасности плавания [12].  

Последний пункт остро встал в связи с гибелью знаменитого лайнера: «Несчастие с Титаником показало недостаточность правил, выработанных для обеспечения жизни мореходов и для защиты имущества, подвергающегося морским опасностям. Глубокое впечатление, которое вызвало это открытие, повлекло за собой всеобщее требование государственного вмешательства. Вопрос является международным по существу», – уведомлял ММК своих членов [13].  

Декларация о законах морской войны была предложена в 1909 году на Лондонской военно-морской конференции, чтобы устранить спорные моменты, касающиеся контрабанды, блокады, захвата судов и призового права [14], однако не была поддержана Англией; в дальнейшем она так и не была ратифицирована.  

Высказываясь по ратификации Лондонской декларации в 1912 году, Российское общество морского права всячески ее одобрило и выразило надежду, что декларация установит в отношении вопросов ведения морских войн единые и точные правила, строгость которых не должна быть превышена национальным законодательством любого государства: «После ратификации эта Декларация должна положить конец жестким, противоречивым, неожиданным и произвольным мерам, которые в настоящее время часто принимаются воюющими странами» [15].  

По поводу второго вопроса Российское общество морского права выразило твердое мнение, «что страхование вражеских торговых судов и их грузов, которые подлежат конфискации или уничтожению в случае, если воюющее государство сочтет эти меры необходимыми, абсолютно аналогично страхованию контрабанды, и, поскольку в соответствии с положениями Российского законодательства морские офицеры вынуждены нести тяжелую ответственность («использовать все возможные средства для того, чтобы нанести врагу как можно больший ущерб путем захвата военных и торговых судов, а также должны использовать все возможные средства для предотвращения торговли»), очевидно, что подданные воюющих государств не могут быть уполномочены содействовать возмещению ущерба упомянутым судам и их грузу, какими бы ни были обстоятельства, при которых эти суда и эти грузы были потеряны» [16].  

В подтверждение своей позиции Общество привело следующие доводы: «На первый взгляд, уничтожение и конфискация всех вражеских торговых судов и их грузов во время морской войны кажутся чрезвычайно жесткими мерами, но следует понимать, что эти меры все равно являются единственным эффективным средством борьбы с врагом, который обладает военным флотом, гораздо более значительным, чем у его противника. Возможность этих мер может даже иногда удерживать от объявления войны страну, которая в противном случае из-за своего военно-морского превосходства считала бы себя неуязвимой на море» [17].  

По поводу вопроса безопасности плавания Общество согласилось с тем, что желательно привести в соответствие с международной конвенцией положения законодательства, принятые или предлагаемые в различных странах в целях обеспечения безопасности судоходства, уточнив только, что конвенция эта должна касаться исключительно пассажирских судов. При этом Общество посчитало, что в конвенции должно учитываться практически все, что касается безопасности судна: мореходные качества, двигатели и котлы, палубный груз и балласт, лодки и спасательные жилеты, навигационные приборы, наличие беспроводного телеграфа, численность и физическое состояние экипажа и пассажиров, медицинское обслуживание, спальные и другие помещения для экипажа, пассажиров и эмигрантов, инспектирование судов и вытекающие из этого юридические и административные действия.  

За время своей работы в ММК Российское общество морского права также участвовало в обсуждении коллизионного права в области морских перевозок, вопросов ограничения ответственности судовладельцев (включая имущественный ущерб, гибель и телесные повреждения), вопросов ипотеки и морских залогов, а также проекта международного кодекса о фрахтовании.  

После революции 1917 года работа в ММК Российского общества морского права была прекращена, а само общество завершило свою деятельность.  

4. Итоги работы Российского общества морского права за время его непродолжительного существования. Персоналии  

За время своего существования Общество сплотило внутри себя единомышленников, выдающихся специалистов по морскому праву.  

С начала основания Общества его возглавил Сергей Васильевич Рухлов, юрист, член Государственного Совета. Начав карьеру рядовым чиновником в МВД, он получил со временем должность статс-секретаря Государственного совета, а потом действительного тайного советника. А с 1903 по 1905 гг. был помощником (или товарищем, как тогда это называлось) Главноуправляющего торговым мореплаванием и портами Великого князя Александра Михайловича. С 1909 года Рухлов принял пост министра путей сообщения и сосредоточился на проблемах железных дорог России.  

С 1910 года президент Общества – Георгий Георгиевич (Егор Егорович) Стеблин-Каменский, тоже тайный советник, директор канцелярии Морского министерства, сенатор по департаменту герольдии и судебному департаменту Правительствующего Сената.  

С самого начала работы Общества в ММК к нему присоединился Иосиф Иванович Карницкий – юрист, сенатор, действительный тайный советник, отдавший многие годы работы в редакционной комиссии по составлению гражданского уложения, а также составитель докладов для юридического общества при Петербургском университете.  

Среди членов Российского общества морского права можно назвать Михаила Михайловича Бениславского, директора Русского Восточно-Азиатского пароходства.  

К сожалению, полный список Российского общества морского права не так просто восстановить. Так же, как и найти протоколы заседаний. В исторических архивах Санкт-Петербурга отсутствуют дела, посвященные деятельности этой ассоциации. Частично информация об Обществе морского права встречается в Российской национальной библиотеке: например, находим Устав общества, опубликованный в 1911 году по распоряжению Главного управления торгового мореплавания и портами (это в то время, как управления уже шесть лет не существовало!). Неожиданно протоколы заседания Общества обнаруживаются в Центральном Военно-морском архиве… в делах Комитета морских экскурсий! А печать Общества с российским флагом, императорской короной и якорем оказывается выставленной на аукцион в 2022 году. Однако продавец ничего не знает о самом Обществе – печать попала к нему случайным образом.  

Проблема с поиском документов может быть связана отчасти с тем, что Великий князь Александр Михайлович, находясь на посту Главноуправляющего торговым мореплаванием и портами и утверждая Устав Общества в мае 1905-го, уже в октябре ушел в отставку (само управление тут же перешло в подчинение Министерства Финансов и из самостоятельной организации превратилось в отдел). Поэтому в делах Управления информация об Обществе отсутствует, равно как и в делах Министерства Финансов, к которому Общество отношения, по сути, не имело. Возможно, поскольку Общество занималась вопросами, которые ставил перед ней Международный морской комитет, искать информацию о нем следует в архивах Министерства иностранных дел, который находится в Москве.  

Настоящая статья подготовлена на основе информации, которую удалось обнаружить в петербургских архивах и библиотеках, а также в протоколах заседаний Международного морского комитета. Но поиски продолжаются, и есть надежда, что в ближайшее время получится более подробно осветить работу Российского общества морского права. ■  

[1] Уставъ Россiйскаго общества морского права. С-Петербургъ. Типография ред. пер. изд. М-ва финансов, Галерная, 24. 1911 г.  

[2] Гражданское уложение. Кн. 1. Положения общие: проект Высочайше учрежденной Редакционной комиссии по составлению Гражданского уложения. Ред И.М. Тютрюмова. Переиздание. Волтерс Клувер. 2007. С. 71  

[3] Гражданское уложение. Кн. 1. Положения общие: проект Высочайше учрежденной Редакционной комиссии по составлению Гражданского уложения. С. 77  

[4] Владимир фон Сиверс. Главнейшия сведения по Морскому международному праву. СПб., типография А. Бенке, 1902.  

[5] Великий князь Александр Михайлович: Книга Воспоминаний / Предисл. и коммент. А. Виноградова. – М.: Современник, 1991.  

[6] Письма и доклады великого князя Александра Михайловича императору Николаю II. 1889–1917 / Отв. сост. В.Д. Лебедев; отв. ред.: Б.Ф. Додонов, В.М. Хрусталев. М.: Кучково поле; Фонд «Связь Эпох», 2016.  

[7] A Brief History. Nigel H. Frawley, Secretary-General Comité Maritime International. P. 1 / Comité Maritime International. History. https://comitemaritime.org/about-us/history/  

[8] Comité Maritime International. Bulletin No1. Conférence de Bruxelles. Juin 1897. Р. 5. Перевод с французского / Comité Maritime International. Yearbooks & Documentation. https://comitemaritime.org/publications-documents/cmi-yearbook/  

[9] Comité Maritime International. Bulletin No1. Conférence de Bruxelles. Juin 1897. P. 11. Перевод с французского / Comité Maritime International. Yearbooks & Documentation. https://comitemaritime.org/publications-documents/cmi-yearbook/

[10] A Brief History. Nigel H. Frawley, Secretary-General Comité Maritime International. P. 1–3 / Comité Maritime International. History. https://comitemaritime.org/about-us/history/  

[11] International Maritime Committee. Bulletin No30. Paris Conference 1911. P. X-XI. Пер. с английского / Comité Maritime International. Yearbooks & Documentation. https://comitemaritime.org/publications-documents/cmi-yearbook/  

[12] РГАВМФ. Ф. 1265, оп. 1, ед. хр. 8 Комитет морских экскурсий Санкт-Петербург (1908–1918). С. 8  

[13] РГАВМФ. Ф. 1265, оп. 1, ед. хр. 8 Комитет морских экскурсий Санкт-Петербург (1908–1918). Циркуляр Международного морского комитета от 15 июля 1912 г. С. 7  

[14] Призовое право – от франц. prise – взятие, захват, это нормы, регламентирующие захват воюющими странами торговых судов и грузов в море.  

[15] International Maritime Committee. Bulletin No39. Copenhagen Conference 1913. Р. 279. Пер. с английского / Comité Maritime International. Yearbooks & Documentation. https://comitemaritime.org/publications-documents/cmi-yearbook/  

[16] International Maritime Committee. Bulletin No39. Copenhagen Conference 1913. Р. 291. Пер. с английского / Comité Maritime International. Yearbooks & Documentation. https://comitemaritime.org/publications-documents/cmi-yearbook/  

[17] International Maritime Committee. Bulletin No39. Copenhagen Conference 1913 Р. 293. Пер. с английского / Comité Maritime International. Yearbooks & Documentation. https://comitemaritime.org/publications-documents/cmi-yearbook/  

Юлия Медведева,  

журналист 
(факультет журналистики СПбГУ)  

Журнал «Морское право» 3/2022 стр. 17–22

30.09.2022

Добавить комментарий