Статистика и общий обзор судебной практики за 4-й квартал 2022 года

Четвертый выпуск журнала «Морское право» в 2022 г. охватывает период с октября по декабрь. Мы традиционно приводим ежеквартальную статистику «морских» споров, рассмотренных арбитражными судами. Наиболее значимые дела были прокомментированы авторами журнала.

Дела в арбитражных судах округов (кассационная инстанция)

В период с октября по декабрь 2022 г. в арбитражных судах округов было рассмотрено 19 «морских» дел. Из них 2 дела было посвящено вопросам публичного права и 17 дел – вопросам частного права.

В сфере публичного права одно из дел было посвящено оспариванию акта капитана порта в связи с его отказом от внесения судна в график расстановки судов для погрузки. Второе дело – оспариванию акта привлечения судовладельца к ответственности за нарушение правил осуществления рыболовства. Оба указанных дела были рассмотрены Арбитражным судом Дальневосточного округа.

В сфере частного права споры в основном были посвящены взысканию задолженности по различным договорам – тайм-чартера, перевозки, бербоут-чартера и иным. Отдельные споры – взысканию вознаграждения за спасание, а также выплате страхового возмещения за повреждение судна.

Отдельного внимания заслуживает дело А56-101578/2021, рассмотренное Арбитражным судом Северо-Западного округа. В указанном деле рассматривался вопрос о признании договора буксировки незаключенным в связи с тем, что в договоре отсутствовали условия о точном сроке буксировки судна. Суды отказали в удовлетворении указанного требования, так как контрагент принял работы по буксировке, чем подтвердил действие договора. В указанном деле суд не рассматривал вопрос о том, действительно ли срок является существенным условием договора буксировки, ограничившись ссылкой на эстоппель. Однако, на наш взгляд, вопрос существенных условий договора является актуальным для российского правопорядка, склонного к формализму при определении заключенности договора.

Дела в арбитражных апелляционных судах

За период с октября по декабрь 2022 г. в арбитражных апелляционных судах было рассмотрено 39 дел. Среди них вопросам публичного права было посвящено 12 дел. В рамках публичного права споры в основном связаны с нарушением правил пересечения государственной границы РФ, также встречаются дела о нарушении капитаном порта ведения графика захода и стоянки судов, об оспаривании предписаний в связи с экологическими нарушениями. Несколько дел посвящено таможенным нарушениям, в основном в связи с неверным указанием данных о грузе в таможенных декларациях.

В сфере частного права за указанный период было рассмотрено 27 дел. Среди них большинство дел так же, как и в предыдущие периоды, посвящены взысканию денежных средств по различным договорам, в основном договорам тайм-чартера и перевозки груза. В то же время внимания заслуживает резкое увеличение количества дел в судах апелляционной инстанции, связанных с оспариванием арестов, наложенных на морские суда.

Интересным представляется дело No А56-13839/2022, посвященное вопросу признания судна пропавшим без вести. Краткие обстоятельства дела следующие. Судно-плавкран в начале 1990-х годов находилось в оперативном управлении у ГУПа. В 1992 г. судно было передано в аренду ТОО «РОСКО» и в тот же год было продано арендатором сингапурской компании. В связи с этим по окончании срока аренды ГУП подало заявление о преступлении. В 2012 г. дело было прекращено в связи с истечением сроков давности. В 2018 г. в ходе реорганизации ГУПа было обнаружено, что на его балансе находится судно, которое фактически отсутствует в его управлении. В связи с этим Санкт-Петербург подал в суд заявление о признании судна пропавшим без вести в связи с указанными обстоятельствами. Суд отказал в удовлетворении такого заявления. В решении было указано, что выпадение судна из собственности помимо воли собственника не может являться основанием для признания судна пропавшим без вести. Данное дело интересно тем, что в судебной практике редко встречаются дела такой категории. В рассматриваемом же деле суд высказал свою позицию относительно указанного института и сферы его применения.

Дела в арбитражных судах субъектов (первая инстанция)

Всего за период с октября по декабрь 2022 г. было рассмотрено 104 морских дела в судах первой инстанции. Из них 58 дел были посвящены вопросам частного права, и 46 дел – вопросам публичного права.

В сфере частного права стороны в основном спорили, как и в предыдущие периоды, о взыскании задолженностей по различным договорам: перевозки, тайм-чартера, агентирования и иным. В этой категории было найдено два интересных дела. Первое дело посвящено вопросу уменьшения цены перевозки груза в случае непредоставления всего груза под погрузку вследствие обстоятельств, не зависящих от грузоотправителя (дело No А42-4182/2022). Второе – истребованию груза из незаконного владения брокера, который не получил оплату своих услуг от третьего лица (дело No А40-198594/2022).

В отличие от статистики в прошлых выпусках журнала в исследуемый период заметно значительное увеличение количества дел, связанных с взысканием демереджа. В этом контексте следует обратить внимание на дело No А53- 32740/2022, в котором суд рассуждает о природе демереджа и заявляет о том, что демередж не является ни платой по договору, ни формой ответственности за простой судна по вине грузоотправителя.

Кроме того, заметно увеличилось количество дел, посвященных незаконной стоянке судов у причалов морских портов и хранению морских судов. В настоящее время сложно установить причину такой тенденции и ее случайный или неслучайный характер. Однако такое развитие практики может быть интересно с точки зрения снижения спроса на российские суда ввиду санкционных ограничений, принятых против российских лиц, и ответных ограничительных мер.

В рамках публичного права большинство дел все так же посвящены вопросам нарушения правил таможенного декларирования и пересечения государственной границы России. В то же время заметно увеличение количества дел в области экологических правонарушений и нарушений в сфере обеспечения безопасности мореплавания. Отдельного внимания заслуживает и дело, посвященное обязанию государственного органа предоставить водный объект в пользование коммерческой компании (дело No А35-3807/2022). Указанное дело интересно тем, что суд определяет, в каких случаях предоставление водного объекта в пользование может являться обязательным. Одним из таких случаев является невозможность осуществления организацией своей коммерческой деятельности без такого предоставления.

Вывод

Таким образом, за период с октября по декабрь 2022 г. арбитражными судами было рас- смотрено всего 162 дела. Среди них частно-правовым вопросам было посвящено 102 дела, публично-правовым – 60 дел.

В рассматриваемый период заметно значительное увеличение количества дел в судах кассационной инстанции по сравнению с предыдущими периодами 2022 г. Отчасти это может быть связано с тем, что в 1–2 кварталы 2022 г. присутствовало уменьшение количества дел в судах первой инстанции – многие организации опасались судиться в российской юрисдикции и брали паузу. В 3 квартале количество таких дел нормализовалось. Стороны стали активнее оспаривать решения российских судов, и в связи с этим количество дел в арбитражных судах кассационной инстанции также пришло в норму, но с естественным опозданием.

В этом контексте интересно будет посмотреть на статистику морских дел в начале 2023 г. Насколько сохранится тенденция на увеличение количества дел в российских судах, или, напротив, старые споры окажутся разрешенными, а новые споры в российской юрисдикции возникать будут в значительно меньшем количестве?

Обзор подготовлен Булатом Каримовым

Журнал “Морское право” 4/2022 стр. 13–16

01.01.2023

Добавить комментарий