Статистика и общий обзор судебной практики за 2-й квартал 2022 года

Второй выпуск журнала «Морское право» охватывает период с апреля по июнь 2022 года. Мы традиционно подводим ежеквартальную статистику «морских» споров, рассмотренных арбитражными судами. В этот раз статистика является несколько уникальной по сравнению с предыдущими выпусками журнала, так как в ней больше внимания уделено спорам в области морского публичного права. В связи с этим отдельно отметим, какие публично-правовые споры квалифицируются нами в качестве морских.

Морскими спорами в рамках настоящей статистики являются дела, которые связаны с торговым мореплаванием и в некоторых случаях с перевозками пассажиров. Вследствие этого некоторые публично-правовые споры, например, о праве на недвижимое имущество морских портов или об эксплуатации морских недр, несмотря на то, что формально соприкасаются с морской отраслью, в данную категорию не попадают. Напротив, в качестве «морских» рассматриваются дела об административной ответственности за незаконное пересечение границ, таможенные и экологические правонарушения. Кроме того, в настоящий обзор попали и дела о регистрации прав на морские суда в соответствующих реестрах.

Еще одной особенностью настоящей статистики является то, что наблюдается значительное уменьшение дел, в которых упоминается КТМ РФ, в апелляционной и кассационной инстанциях. Без проведения дополнительных исследований сложно с точностью сказать, с чем связана такая тенденция. Учитывая неизменно международный характер торгового мореплавания, можно предположить, что такое положение возникает вследствие внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации, в которой находится Российская Федерация после 24 февраля 2022 года. В этом контексте еще более интересным будет рассмотреть статистику морских дел в следующих выпусках Журнала.

Дела в кассационной инстанции

В апреле-июне 2022 года в кассационной инстанции было рассмотрено всего восемь морских дел. Все они были посвящены вопросам морского частного права. В основном суды рассматривали денежные требования, связанные с задолженностями по различным договорам. Такие дела редко представляют большой интерес для исследования, так как сводятся к выяснению того, были ли выплачены денежные средства за фактически оказанные услуги или нет. Вместе с тем и такие дела иногда содержат в себе правовые проблемы. Например, примечательно, что демередж в одном из дел был взыскан в порядке «убытков за простой судна», несмотря на то, что такие «убытки» установлены договором. При этом сверхнормативное использование судна было квалифицировано как нарушение договора (дело No А40-128757). Конечно, суд не вникал в природу платы по демереджу и не квалифицировал ее как плату за «нарушение договора» или его «нормальное течение», однако наличие таких вопросов в практике может быть интересно для дальнейших исследований.

Ниже представлена таблица с распределением дел между судами кассационной инстанции.

Дела в апелляционной инстанции

В апелляционной инстанции всего было найдено 39 дел, в которых упоминается КТМ РФ. Из них лишь 19 дел можно отнести к морским спорам. В остальных случаях Кодекс упоминается попутно, в основном вследствие установленного в нем обязательного претензионного порядка. Кроме того, одно из «попутных» дел посвящено банкротству. Чаще всего попутное упоминание КТМ встречается в актах Девятого арбитражного апелляционного суда.

Из 19 морских дел пять посвящены вопросам морского публичного права. Такие дела связаны с таможенными нарушениями и нарушениями в области пересечения государственной границы России. При этом интересно, что одно из дел посвящено нарушению порядка ценообразования при перевозке пассажиров водным транспортом, причем в сторону снижения цены по сравнению с установленным тарифом (дело No А59-3104/2021).

В рамках морского частного права стороны все так же в большинстве случаев спорят о взыскании встречного договорного предоставления. Однако и в судах апелляционной инстанции встречаются интересные дела. Так, в одном из дел суд прямо применил к отношениям из договора транспортной экспедиции нормы о перевозке груза, что достаточно редко встречается в российской судебной практике (дело No А40-99883/2021).

Ниже представлена таблица с распределением дел между судами апелляционной инстанции.

Дела в первой инстанции

По сравнению с предыдущим кварталом количество дел в арбитражных судах первой инстанции незначительно увеличилось (96 дел против 76 с января по март 2022 г.). Из этих 96 дел морскому частному праву было посвящено 58, а морскому публичному праву – 38. В Банке решений арбитражных судов дела распределяются следующим образом: по запросу «КТМ» – 33 дела, 10 дел в области административных правонарушений, 23 – в области морского частного права; по запросу «капитан морского порта» – 49 дел, среди которых 25 частноправовых и 24 публично-правовых; по запросу «тайм-чартер» – пять дел, четыре из области частного права и одно из области публичного; по запросу «бербоут-чартер» – два частноправовых дела; по запросу «лоцманская проводка» – четыре частноправовых дела.

В сфере морского частного права в основном спорят о взыскании денежных средств по различным договорам (тайм-чартер, перевозка груза, морское агентирование). В области публичного права большая часть дел посвящена незаконному пересечению государственной границы и таможенным правонарушениям. Несколько споров были связаны с нарушением портами и судовладельцами экологических норм.

Отдельно стоит выделить интересное дело о разливе бункерного топлива, в котором арбитражным судом были применены соответствующие нормы главы XIX.1 КТМ РФ (дело No А56-91171/2021).

В целом тенденции по спорам в судах первой инстанции не меняются по сравнению со статистикой, описанной в предыдущих выпусках Журнала.

Всего за период с апреля по июнь 2022 года арбитражными судами было рассмотрено 143 дела по морским спорам. Из них 80 посвящены вопросам морского частного права и 63 – публичного. Стороны все так же спорят в основном о неисполнении денежных обязательств по различным договорам. Также встречаются дела о повреждении груза, разливах бункерного топлива. В сфере морского публичного права абсолютное большинство дел посвящены вопросам незаконного пересечения границы РФ. ■

Обзор подготовлен Булатом Каримовым

Журнал “Морское право” 2/2022 стр. 11–14

Добавить комментарий