Обзор новинок литературы по морскому праву за 4-й квартал 2022 года

1. А. Гелгеч. Распределение ответственности при перевозке опасных грузов в международном торговом праве: договоры на условиях CIF и FOB.
Gelgeç, A. (2022). Allocation of liability for dangerous goods under international trade law: CIF and FOB contracts. Bloomsbury Publishing.

В данной книге рассматривается распределение риска и ответственности между продавцом и покупателем при перевозке опасных грузов по договорам на условиях CIF (Cost, Insurance and Freight (стоимость, страхование и фрахт)) и FOB (Free on Board (франко-борт / свободно на борту)), что позволяет углублённо изучить проблему перевозки опасных грузов в контексте международного торгового права. Помимо конкретных решений вопросов, возникающих в договорах купли-продажи, в книге рассматриваются и внедоговорные аспекты, выдвигаются предложения в рамках внедоговорных механизмов. Важно отметить, что в книгу включены судебные прецеденты судов стран Содружества наций и США. Перевозка по морю опасных грузов может приводить к убыткам и повреждениям судна, грузов и жизни людей на борту. Данная книга восполняет пробел в литературе; она содержит подробный анализ проблемы распределения ответственности с использованием примеров из разных юрисдикций и предлагает соответствующие решения.

2. С. Гирвин. Морская перевозка грузов (3-е изд.).
Girvin, S. (2022). Carriage of goods by sea (3rd ed.). Oxford University Press.

Данная работа представляет собой обширный компаративный анализ морской перевозки грузов. В рамках одного тома здесь рассматриваются принципы, нормативное регулирование, ответственность, обязательства и иммунитеты в этой сфере английского права и других юрисдикций общего права. Эта книга охватывает все вопросы, рассмотрение которых необходимо для понимания правового режима морской перевозки грузов. Данное переиздание содержит значительные изменения и дополнения по сравнению с предыдущим изданием 2011 года, включая новые виды коносаментов, основные тенденции в Содружестве наций, влияющие на применимые нормы, и решения Верховного суда Соединённого Королевства. Новое издание также включает дополнительную главу, посвящённую возмещению убытков.

3. Коммерческое и морское частное право в Китае и Европе. Под ред. С. Джия, Л. Лиз Чжао.
Jia, S., Liz Zhao, L. (Eds.). (2022). Commercial and maritime law in China and Europe. Informa Law from Routledge.

И Китай, и Европа имеют многовековые традиции коммерческого и морского права. Эта книга связывает важнейший компонент в виде морского частного права с коммерческим правом, финансовым правом и торговой политикой. Данная работа рассматривает связи Китая и Европы через призму материального и процессуального права; она охватывает широкий спектр вопросов, включая коммерческое право, страховое право, спасание на море, морское частное право ЕС и Brexit, морскую перевозку грузов, арбитраж, медиацию, судебные споры, недавно сформированный Китайский международный коммерческий суд, различные режимы ответственности, а также краткий обзор перспективности новых инициатив и искусственного интеллекта в цифровую эпоху.

4. К. Х. Аллен-старший. Международное право для морских офицеров (7-е изд.).
Allen, C. H., Sr. (2022). International law for seagoing officers (7th ed.). Naval Institute Press.

Данное переиздание вносит ясность и раскрывает контекст международного права для специалистов морского флота. Эта книга – единственный труд, в котором морское публичное право рассматривается с точки зрения регулирования Соединённых Штатов. Для тех, кто работает на море, под ним и над ним, международное право иногда может быть столь же сложным, сколь и важным. Вслед за введением в международное публичное право и краткой историей морского публичного права в книге описываются правила, которые применяются в портах и в прилежащих морских зонах, включая территориальное море, исключительную экономическую зону, архипелажные воды и открытое море. Отличительной чертой книги являются главы, посвящённые наиболее интересным для специалистов морского флота темам, включая военную и разведывательную деятельность в морской сфере, правоохранительную деятельность на море и применение силы на море.

5. Д. Р. Ротвелл. Острова и международное право.
Rothwell, D. R. (2022). Islands and international law. Bloomsbury Publishing.

Острова и их международно-правовой статус являются одним из наиболее спорных вопросов в международном публичном праве. Несмотря на это, в настоящий момент отсутствуют обстоятельные исследования, посвящённые этому предмету. Данная книга восполняет этот пробел. Она написана одним из ведущих юристов мирового уровня в сфере международного публичного права и содержит обстоятельный обзор того, как международное публичное право применяется в отношении островов. В ней подробно рассматриваются ключевые вопросы, такие как искусственные острова, архипелаги, суверенитет, территориальные права, права на морские акватории и управление.

6.Н. Кляйн, К. Парлетт. Судьи морского публичного права.
Klein, N., Parlett, K. (2022). Judging the law of the sea. Oxford University Press.

Режим урегулирования споров по Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS) действует уже более двадцати лет, и число важных прецедентов постоянно возрастает. Этот значительный массив судебной практики внёс существенный вклад в формирование так называемой «конституции океанов». В данной книге основное внимание уделяется тому, как судьи толкуют и применяют UNCLOS, а также исследуется, как соответствующие прецеденты формируют морское публичное право. Роль судьи занимает центральное место в данной работе. Авторы книги рассматривают роль судей, применяющих UNCLOS, проводят глубокое исследование текущих решений и оценивают, как эти решения уже повлияли и будут влиять на морское публичное право в будущем. В книге также рассматриваются различные факторы, которые продолжают влиять на процесс правоприменения: кто такие судьи, что они делают и какова может или должна быть их роль.

7. Э. В. Хорна. Морское публичное право и делимитация морских пространств: практика государств и прецедентное право в Латинской Америке и странах Карибского бассейна.
Horna, A. V. (2022). Law of the sea and maritime delimitation: state practice and case law in Latin America and the Caribbean. Routledge.

Правое регулирование делимитации морских пространств исторически формировалось в результате толкования ряда норм Конвенции ООН по морскому праву, что привело к игнорированию практики конкретных государств в современных научных исследованиях. В этой книге предлагается обзор до сих пор малоизученного вопроса о влиянии практики стран Латинской Америки и Карибского бассейна на развитие правового регулирования делимитации морских пространств. В книге рассматривается статус морских границ в Латинской Америке и Карибском бассейне и влияние практики государств и судебных прецедентов на правовое регулирование делимитации морских пространств. В ней излагается исторический контекст установления морской юрисдикции в колониальные времена и оценивается эволюция делимитации морских пространств и вклад Латинской Америки и Карибского бассейна в современное морское публичное право.

8. А. Блэк, Ч. Дж. Папавизас. Морское частное право: сборник ответов.
Black, A., Papavizas, C. G. (2022). Maritime law answer book. Practising Law Institute.

Эта книга содержит ответы на вопросы по морскому частному праву, с которыми сталкиваются как профильные, так и непрофильные специалисты. В ней рассматриваются проблемы, затрагивающие собственников судов и судовладельцев, банковских служащих и грузоотправителей. Помимо рассмотрения традиционных вопросов, которые типичны для морских споров, таких как выбор применимого права и ограничение ответственности, данная работа охватывает целый ряд проблем нормативного регулирования в США, начиная от программ продвижения, таких как «Программа безопасности на море» и регулирования каботажной торговли, до вопросов финансирования судов, регулирования охраны окружающей среды и правоприменения по уголовным преступлениям. Изложение книги структурировано в соответствии с основными группами, которые соприкасаются с морским частным правом, такими как собственники судов и судовладельцы, банкиры и грузоотправители. Главный фокус делается на те вопросы, с которыми представители указанных групп могут столкнуться в своей повседневной практике. И хотя материал посвящён законодательству и практике США, авторы также используют ссылки на законодательство Великобритании, которое оказывает значительное влияние на практику, аренду судов и финансовые операции.

9. Правовое регулирование морских операций на практике: ключевые случаи и инциденты. Под ред. Д. Леттса, Р. Маклафлина.
Letts, D., Mclaughlin, R. (Eds.). (2022). Maritime operations law in practice: key cases and incidents. Routledge.

Правовое регулирование морских операций на море является комплексным и состоит из двух обособленных элементов: права международных договоров (Конвенция ООН по морскому праву 1982 года) и случаев и инцидентов, происходящих на море как в мирное время, так и во время вооружённых конфликтов. Все они способствуют созданию международного обычного права, применяемого к морским операциям на море. В этой книге освещаются вопросы суверенитета и статуса судна, юрисдикции и запретов, свободы судоходства, правоприменения в морском частном праве и безопасности, а также право ведения боевых действий на море. В этом отредактированном сборнике собраны самые известные и влиятельные случаи и инциденты на море. В нём исследуется весь спектр морских операций – от ведения современных «высококлассных» боевых действий до операций по поддержанию правопорядка, которые проводятся военно-морскими силами и правоохранительными органами на море. В книге описываются фактические обстоятельства каждого случая или инцидента; предлагается подробный анализ и осмысление непреходящей важности случаев и инцидентов, их значения для развития правового регулирования морских операций и др.

10. Р. Боули. Предотвращение террористических атак на море: риски морского терроризма и международное право.
Bowley, R. (2022). Preventing terrorist attacks at sea: maritime terrorism risk and international law. Routledge.

В последние десятилетия было широко признано, что террористические атаки на море могут привести к большим жертвам и вызвать значительные нарушения в обеспечении свободного международного судоходства. Вслед за освещением схожести и различий между пиратством и морским терроризмом в этой книге рассматривается, как Международный кодекс по охране судов и портовых средств и другие меры по идентификации и отслеживанию судов, предусмотренные Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 года, могут снизить риск террористических атак на море. Автор объясняет, почему Конвенция ООН по морскому праву 1982 года далека от чёткого определения полномочий государств по защите морских сооружений, подводных кабелей и трубопроводов от посягательств террористов. В свете указанной неопределённости изучается, как Протокол 2005 года к Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, доктрина необходимости и неотъемлемое право государств на самооборону могут применяться в контексте безопасности на море, а также другие вопросы.

11. Ч. Андерсон, Дж. Хэйр, К. де ла Рю. Морское судоходство и окружающая среда: право и практика (3-е изд.).
Anderson, C., Hare, J., & de la Rue, C. (2022). Shipping and the environment: law and practice (3rd ed.). Informa Law from Routledge.

С момента первой публикации в 1998 году эта книга является ведущей работой по международному и американскому праву и практике в этой сфере. Авторы книги – известные юристы и страховые специалисты с более чем 100-летним совокупным опытом работы, который включает непосредственное соприкосновение со многими крупными инцидентами. Данный труд является не только всеобъемлющим справочником, но и богатым источником вводного материала и практических идей, которые объясняются доступным языком, ценным как для юристов, так и для широкой международной читательской аудитории. Текст был обновлён в части основных вопросов, касающихся загрязнения с судов, удаления затонувших судов и сброса отходов в море, и расширен до других современных областей, включая загрязнение при проведении морских операций после взрыва на Deepwater Horizon, выбросы пластика в море, утилизацию судов, полярные операции и быстро меняющиеся ограничения на выбросы углерода с морских судов, а также угрозы безопасности, такие как кибератаки, терроризм и современные формы пиратства.

12. Л. Н. Нгуен. Развитие морского публичного права органами по урегулированию споров в рамках Конвенции ООН по морскому праву.
Nguyen, L. N. (2022). The development of the law of the sea by UNCLOS dispute settlement bodies. Cambridge University Press.

Это первое исследование, в котором даётся систематическая оценка того, каким образом органы по урегулированию споров Конвенции ООН по морскому праву влияют на развитие морского публичного права, а также раскрываются факторы такого развития. В книге анализируются решения указанных органов и правовые позиции по ключевым аспектам морского публичного права. Здесь также рассматриваются факторы, влияющие на принятие тех или иных решений. Это позволяет объяснить условия, в которых действуют органы по урегулированию споров в рамках Конвенции, и то, как это влияет на их возможности и стремления развивать право.

13. А. К. Роблес-младший. Столкновения судов в морском публичном праве: арбитраж по Южно-Китайскому морю.
Robles, A. C., Jr. (2022). Vessel collisions in the law of the sea: the South China Sea Arbitration. Palgrave Macmillan.

Эта книга посвящена решению трибунала по Южно-Китайскому морю в части, касающейся управления китайскими правоохранительными органами своими морскими судами таким образом, при котором создавался риск столкновения с филиппинскими государственными судами на отмели Скарборо в апреле и мае 2012 года. В данной работе простым языком объясняются Международные правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС, COLREGS) и соответствующие инциденты. В ней анализируются нарушения МППСС со стороны Китая с опорой на секретные документы Филиппин, раскрытые для арбитража, технические работы профессиональных моряков и отчёты, представленные трибуналу экспертами по безопасности судоходства.

Обзор подготовлен Иваном Кобченко

Журнал “Морское Право” 4/2022

09.01.2022

Добавить комментарий