1. Дж. А. К. Картнер. Международно-правовой статус капитана морского судна: новое командование на море (2-е изд.).
Cartner, J. A. C. (2022). Cartner on the international law of the shipmaster: on the new command at sea (2nd ed.). Informa Law from Routledge.
В этой книге доказывается, что управление судном зависит от принятия правильных решений, в то время как капитаны судов не получают достаточной, своевременной, актуальной и релевантной информации для принятия таких решений. В книге предлагается планировать морские рейсы по примеру космических кораблей Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), а читателям предлагаются управленческие критерии. Книга содержит конструктивную критику конвенций и менеджмента и направлена на уменьшение происшествий путём сосредоточения внимания на до сих пор неизведанном человеческом факторе в лице капитана морского судна. Автор предлагает, чтобы командование на море стало отдельной профессией и дисциплиной со специальной подготовкой по всем соответствующим тонкостям. Данная работа станет бесценным помощником в принятии решений для современных капитанов гражданских судов и всех, кто связан с этой важнейшей профессией.
2. Ф. М. Б. Рейнольдс, Ф. Д. Роуз. Правовое регулирование коносаментов (5-е изд.).
Reynolds, F. M. B., Rose, F. D. (2022). Carver on bills of lading (5th ed.). Sweet & Maxwell.
В этой книге предлагается исчерпывающее описание правовой природы и практического применения коносаментов и сопутствующих документов в коммерческих сделках, переговорах и спорах. Ключевые особенности работы: предлагается углублённый анализ применения и действия коносаментов и связанных с ними документов; обсуждается правовая природа коносамента как расписки в получении товара и как договорного документа; объясняется роль каждой стороны договора, предусматривающего выдачу коносамента; охватываются договорные последствия, которые следуют за передачей коносамента; коносаменты рассматриваются в качестве товарораспорядительных документов; объясняется, как и когда третьи стороны могут быть затронуты коносаментами; подробно анализируются Гаагские и Гаагско-Висбийские правила международных морских перевозок грузов; предлагается комментарий к Роттердамским правилам; включена новая глава, посвящённая Гамбургским правилам.
3. И. Парлов. Юрисдикция прибрежных государств над судами, нуждающимися в по– мощи, а также при морских происшествиях и кораблекрушениях.
Parlov, I. (2022). Coastal State jurisdiction over ships in need of assistance, maritime casu- alties and shipwrecks. Brill Nijhoff.
В этой книге предлагается всесторонний анализ прав и обязанностей прибрежных государств в отношении судов, нуждающихся в помощи, а также при морских происшествиях и кораблекрушениях в соответствии с обычным международным правом, правом международных договоров и другими источниками международного права. Подробно обсуждаются важнейшие точки взаимодействия различных правовых режимов, в первую очередь соотношение между Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года и правилами Международной морской организации (ИМО), а также между обычным международным правом и правом международных договоров, публичным и частным правом. В отличие от имеющейся литературы, которая в основном фокусируется на отдельных вопросах, таких как интервенции, места убежища, спасание и подъём затонувших судов, в данной книге используется системный подход, который позволяет рассмотреть юрисдикционные проблемы прибрежных государств на из этапов морского происшествия, перерастающего в морскую катастрофу и в конечном итоге в кораблекрушение.
4. Морское право и практика штата Флорида (7-е изд.). Под ред. редколлегии LexisNexis. LexisNexis Editorial Staff. (Ed.). (2022). Florida maritime law and practice (7th ed.). LexisNexis. Над данным седьмым изданием книги работала группа авторов и экспертов, а также специальный координационный комитет. Это идеальное руководство для практикующих юристов штата Флорида с упором на законы, прецедентное право и правила, характерные для штата Флорида. В этой всеобъемлющей работе также приводятся ссылки на применимые «вторичные» источники права, федеральные законы и прецедентное право, а также международное право.
5. «Морские законы»: междисциплинарные течения. Под ред. И. Брейверман.
Braverman, I. (Ed.). (2022). Laws of the sea: interdisciplinary currents. Routledge.
В этой книге учёные из области права, географии, антропологии и гуманитарных наук в сфере экологии рассматривают возможности критического подхода к океану в правовых исследованиях. В отличие от монументальной Конвенции ООН по морскому праву, которая представляет собой единую всеобъемлющую конституирующую основу для регулирования вопросов Мирового океана, данная работа предлагает динамичное и многостороннее исследование правового регулирования океанов. В двенадцати главах сборника, посвящённых современным проблемам океанов, критически освещаются различные темы – от гидротермальных источников, континентального шельфа и морских генетических ресурсов до прибрежных сообществ во Франции, Швеции, Флориде и Индонезии.
6. С. Л. Лотиан. Охрана морской среды и международное право: правовое обеспечение биоразнообразия за пределами национальной юрисдикции.
Lothian, S. L. (2022). Marine conservation and international law: legal instruments for biodiversity beyond national jurisdiction. Routledge.
В этой книге представлен проект Международного юридически обязательного документа (International Legally Binding Instrument (ILBI)) по охране и устойчивому использованию морского биоразнообразия за пределами национальной юрисдикции (biodiversity beyond national jurisdiction (BBNJ)). Разработка ILBI может стать поворотным пунктом в морском публичном праве. В этой книге анализируются основные компоненты ILBI, необходимые для эффективного сохранения и устойчивого использования BBNJ. В ней исследуются потенциальные области компромисса, поскольку успех ILBI будет зависеть от поддержки мощного блока морских держав, главным образом США, Великобритании, России, Нидерландов, Франции и Японии. Участие крупные, компании и морские суда имеют финансовые и технические возможности для осуществления деятельности за пределами национальной юрисдикции.
7. Морские и территориальные споры в Южно-Китайском море: политические и правовые аспекты в эпоху господства Китая. Под ред. Йи-Джие Хванга, Э. Фреттингема.
Hwang, Yih-Jye, Frettingham, E. (Eds.). (2022). Maritime and territorial disputes in the South China Sea: faces of power and law in the age of China’s rise. Routledge.
В этой книге переосмысливаются отношения между политикой и правом в эпоху господства Китая путём анализа последних событий в Южно-Китайском море (ЮКМ). Авторы исследуют различные международно-правовые подходы к статусу спорных островов и скал и подробно анализируют спорные концепции и положения, решение Арбитража по ЮКМ 2016 года, а также экологические, экономические и политические последствия этого решения. Эта книга должна поспособствовать более содержательному и продуктивному диалогу о пересечении, взаимодействии и взаимозависимости политики и права в контексте ЮКМ.
8. Руководство Routledge по управлению морскими ресурсами и глобальным экологическим изменениям. Под ред. П. Дж. Харриса.
Harris, P. G. (Ed.). (2022). Routledge handbook of marine governance and global environmental change. Routledge.
Многие из наиболее фундаментальных последствий глобального изменения экологии и, в частности, изменения климата, отразятся на океанах. Чрезвычайно важно оценить роль управления морскими ресурсами для адаптации к таким последствиям и их смягчения. В данном всеобъемлющем руководстве представлен подробный обзор современных представлений об управлении морскими ресурсами в контексте глобальных экологических изменений. В первых главах описываются международное право, режимы и лидерство в управлении морскими ресурсами. Затем исследуется роль частных субъектов, включая учёных, неправительственные организации и корпорации. Следующий раздел включает несколько глав, посвящённых схемам управления в различных морских средах и регионах. В последующих главах рассматриваются актуальные вопросы в области управления морскими ресурсами.
9. С. Бауген. Правовое регулирование сталийного времени (7-е изд.).
Baughen, S. (2022). Summerskill on laytime (7th ed.). Sweet & Maxwell.
Данная книга – ведущая и общепризнанная работа по теме сталийного времени. В ней всесторонне освещаются вопросы, связанные со сталийным временем и демереджем по английскому праву. Она идеально подходит для практических специалистов в данной области. В ней представлены принципы, лежащие в основе регулирования сталийного времени, стандартные условия, регулирование перерывов, приостановок, демереджа, задержания и диспача. В седьмом издании текст был обновлён с учётом новых ключевых судебных прецедентов.
10. В. Дуань. Международно-правовой режим морских охраняемых районов за пределами национальных юрисдикций: выявление и устранение пробелов.
Duan, W. (2022). The international legal regime relating to marine protected areas in areas beyond national jurisdiction: identifying and addressing gaps. Brill Nijhoff.
В этой книге определяются «партисипативные», «компетентностные» и «географические» пробелы в международно-правовом режиме морских охраняемых районов (marine protected areas (MPAs)) в зонах за пределами национальной юрисдикции (areas beyond national jurisdiction (ABNJ)), а также предлагаются пути устранения данных пробелов. Один из выводов работы заключается в том, что в рамках действующей международно-правовой базы описанные пробелы могут быть устранены лишь в ограниченной степени; однако будущий Международный юридически обязательный документ (International Legally Binding Instrument (ILBI)) по охране и устойчивому использованию морского биоразнообразия за пределами национальной юрисдикции (biodiversity beyond national jurisdiction (BBNJ)) вполне может быть полезным для данного направления.
11. Морское публичное право: нормативный контекст и взаимосвязь с другими пра- вовыми режимами. Под ред. Н. Матц-Люка, О. Йенсена, Э. Йохансена.
Matz-Lück, N., Jensen, Ø., & Johansen, E. (Eds.). (2022). The law of the sea: normative context and interactions with other legal regimes. Routledge.
Научная дискуссия о сужении и расширении действия международно-правовых норм и органов по урегулированию споров имеет как теоретическое, так и практическое значение для морского публичного права и его взаимосвязи с другими институтами международного права. Интенсивное использование океанов в различных целях и продолжающееся расширение действия международных норм, регулирующих различные виды деятельности с разных точек зрения и с различным фокусом, требуют более тщательной оценки того, как морское публичное право соотносится с другими институтами международного права, как можно подойти к нормативному контексту с точки зрения теории и можно ли адекватно разрешить междисциплинарные проблемы. В этой книге рассматривается нормативный контекст морского публичного права и его взаимодействие с другими правовыми режимами.
12. С. Талмон. Арбитраж по Южно-Китайскому морю: юрисдикция, допустимость, процедура.
Talmon, S. (2022). The South China Sea Arbitration: jurisdiction, admissibility, procedure. Brill Nijhoff.
В этой книге рассматривается Арбитраж по Южно-Китайскому морю между Филиппинами и Китаем, который получил широкое признание в качестве прецедентного дела для морского публичного права. Автор утверждает: несмотря на то, что в состав Трибунала вошли юристы-международники с высочайшей репутацией и богатейшим опытом, принятое им решение является ошибочным. Автор исследует каждый этап разбирательства и критически оценивает как материалы, представленные Филиппинами, так и решения Трибунала. Он доказывает, что Трибунал не обладал юрисдикцией на рассмотрение спора, а также что некоторые из требований Филиппин были недопустимы, в то время как постановления Трибунала содержали процессуальные нарушения.
13. Т. Янг, М. Эшкрофт, Дж. Кук, А. Тейлор, Дж. Д. Кимбалл, Д. В. Мартовски, Л. Ламберт, М. Ф. Стёрли. Рейсовые чартеры (5-е изд.).
Young, T., Ashcroft, M., Cooke, J., Taylor, A., Kimball, J. D., Martowski, D. W., Lambert, L., & Sturley, M. F. (2022). Voyage charters (5th ed.). Informa Law from Routledge.
Эта книга считается ведущей работой в области рейсовых чартеров и представляет собой наиболее полный и досконально продуманный анализ данного института. Она регулярно цитируется в государственных и третейских судах и является надёжным руководством по составлению и оспариванию договоров фрахтования. Читателю предлагается постатейный анализ двух основных чартерных форм: стандартного чартера «Дженкон» и проформы “Asbatankvoy”. Кроме того, в книге подробно рассматриваются Закон о морской перевозке грузов (США), Гаагские и Гаагско-Висбийские правила, при- водится сравнительный анализ английского и американского права, а также представлен подробный раздел по решениям третейских судов. ■
Обзор подготовлен Иваном Кобченко
Журнал “Морское право” 3/2022 стр. 110–113