1. Роланд Холст, Р. Дж. Изменения в морском публичном праве: контекст, механизмы и практика | Roland Holst, R. J. (2022). Change in the law of the sea: context, mechanisms and practice. Brill Nijhoff.
Океаны служат яркой иллюстрацией взаимосвязи между постоянно меняющимся контекстом и формальным правовым регулированием. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, провозглашенная как одно из величайших достижений международного правотворчества, сталкивается с кардинально новыми запросами современности. Данная книга представляет собой анализ и синтез механизмов, которые позволяют этому «старому» международному соглашению действовать в современном контексте, проливая новый свет не только на то, как меняется международное право, но и на то, как преобразуются сами источники происходящих изменений.
2. Ли, Дж. Морские границы Китая в Южно-Китайском море: исторические и международно-правовые перспективы | Li, J. (2022). China’s maritime boundaries in the South China Sea: historical and international law perspectives. Routledge.
Споры о морских границах в Южно-Китайском море существуют уже несколько веков, и исследователи из множества стран анализировали ситуацию с самых разных точек зрения. Однако, несмотря на статус Китая как одного из основных государств региона, его точка зрения нередко не получала освещения в международной литературе. Данная книга восполняет этот пробел. Объединяя научные исследования в области истории и международного права, эта книга позволяет под новым углом взглянуть на морские территориальные споры в Южно-Китайском море. В ней не только подробно рассматриваются исторические и юридические доводы в пользу тех или иных границ в Южно-Китайском море в зависимости от заинтересованной стороны, но и при помощи UNCLOS развеиваются некоторые заблуждения, связанные с «линией девяти пунктиров» Китая. Кроме того, в данной работе предлагается углубленное исследование и анализ последних тенденций в Южно-Китайском море.
3. Краска, Дж., Педрозо, Р. Новейшие технологии и военно-морское право | Kraska, J., Pedrozo, R. (2022). Disruptive technology and the law of naval warfare. Oxford University Press.
Морские конфликты трансформировались под влиянием новейших технологий, что привело к созданию динамичной и распределенной оперативной среды, которая выходит за пределы океанов и охватывает военные действия на суше, в воздухе, космическом и киберпространстве. В связи с этим возникают вопросы выбора права, включая военно-морское право и право вооруженных конфликтов, право нейтралитета и режимы мирного времени, применимые в морском, воздушном, космическом и киберпространстве. Эта книга позволяет читателю понять различные, но в то же время пересекающиеся правовые конструкции, связанные с военно-морским правом, а также содержит исследование смежных концепций военно-морской державы и военно-морских технологий.
4. Тамада, Д., Жоу, K. (Ред.). Имплементация Конвенции ООН по морскому праву: государственная практика Китая и Японии | Tamada, D., Zou, K. (Eds.). (2021). Implementation of the United Nations Convention on the Law of the Sea: state practice of China and Japan. Springer.
В этой книге анализируется имплементация UNCLOS в свете государственной практики Китая и Японии. Особенностью книги является структурирование сравнительного анализа практики Китая и Японии по нескольким частям. Они включают в себя исторические аспекты (часть I), имплементацию UNCLOS (часть II), навигацию (часть III), срединно-океанические архипелаги (часть IV), морскую среду (часть V) и урегулирование споров (часть VI). Такой подход позволяет прояснить различные аспекты истории, сложности, проблемы и противоречия, возникающие в ходе имплементации UNCLOS двумя странами. Кроме того, авторы из Китая и Японии демонстрируют различные точки зрения на UNCLOS, что свидетельствует о необходимости дальнейшей дискуссии и сотрудничества между учеными двух стран.
5. Лаганьер, Ж. Ответственность за трансграничное загрязнение окружающей среды на стыке международного публичного и частного права | Laganière, G. (2022). Liability for transboundary pollution at the intersection of public and private international law. Hart Publishing.
Эта книга посвящена тому, как в международном публичном и частном праве решаются вопросы гражданской ответственности за трансграничное загрязнение окружающей среды. В международном публичном праве договоры о гражданской ответственности обеспечивают имплементацию минимальных процессуальных стандартов для национального деликтного права. Этот подход подразумевает опору на международное частное право с целью обеспечения гражданского процесса по делам против «трансграничных» загрязнителей. Тем не менее эта связь остается малоизученной. Восполняя данный пробел, эта работа содержит конструктивный диалог между двумя указанными областями и позволяет понять, как национальное международное частное право может отражать принципы, разработанные в международном экологическом праве. Книга начинается с рассмотрения гражданской ответственности в международном экологическом праве. Затем в ней определяются предпочтительные правила относительно гражданской подсудности, иностранных судебных решений и права, применимого в случае экологического ущерба. В качестве примера используется международное частное право Канады, которое подкрепляется также многочисленными ссылками на европейское право.
6. Никсон, Д. В., Дейли, М. Дж., Фаради, С. Е., Портер, Р. Д. и Вайман, Дж. Б. Право- вое регулирование морских и прибрежных районов: кейсы и материалы (3-е изд.) | Nixon, D. W., Daly, M. J., Farady, S. E., Porter, R. D., & Wyman, J. B. (2022). Marine and coastal law: cases and materials (3rd ed.). Praeger.
Это значительно обновленное третье издание классического сборника по правовому регулированию морских и прибрежных районов предоставляет читателям авторитетное, полное и актуальное руководство по важнейшим законам, подзаконным актам и правоприменительным решениям, затрагивающим регулирование обширных морских и прибрежных ресурсов Соединенных Штатов. В данной работе содержится фундаментальный обзор знаковых решений и нормативных предписаний в правовом регулировании морских и прибрежных районов США. Особый акцент сделан на изменения в нормативно-правовой базе и юридические коллизии, связанные с изменением климата, устойчивостью/защитой прибрежных зон и повышением уровня моря.
7. Мараист, Ф. Л., Галлиган-мл., Т. К., Сазерленд, Д. А. и Кьюбел, С. Б. Морское частное право (серия American Casebook) (4-е изд.) | Maraist, F. L., Galligan, T. C. Jr., Sutherland, D. A., & Kuebel, S. B. (2022). Maritime law (American Casebook Series) (4th ed.). West Academic Publishing.
Четвертое издание этого учебника для юридических школ, как и первые три, посвящено современным вопросам практики адмиралтейского права. В подобранных кейсах и материалах обсуждаются текущие проблемы, с которыми сталкивается юрист в области морского частного права, в дополнение к историческим основам и эволюции этих проблем. Четвертое издание включает в себя новые и знаковые кейсы, в том числе по морским контрактам, статусу моряков и штрафным убыткам.
8. Остхаген, А. Океаническая геополити– ка: морские ресурсы, споры о морских грани– цах и морское публичное право | Østhagen, A. (2022). Ocean geopolitics: marine resources, maritime boundary disputes and the law of the sea. Edward Elgar Publishing.
Выпускаемая в эпоху бурной океанической геополитики, когда экологические проблемы и добыча полезных ресурсов усиливают интерес к вопросу о принадлежности тех или иных морских территорий, эта актуальная работа посвящена международной политике разграничения государствами собственности и иных прав в океане. Анализируя, почему одни государства мирно разрешают свои споры о морских границах, а другие вступают в конфликты, Андреас Остхаген использует инновационный подход, сочетающий международное право и теорию международных отношений. В книге рассматриваются четыре страны и их морские споры: Австралия, Канада, Колумбия и Норвегия.
9. Дэниелс, С. Ответственность и подчиненность в морском праве: криминализация действий капитана судна | Daniels, S. (2022). Responsibility and accountability in maritime law: criminalisation of the ship’s master. Informa Law from Routledge.
Криминализация действий моряков наблюдается как все более распространяющееся явление уже больше сорока лет и представляет собой все большую степень ответственности капитана судна, несмотря на то, что его обязанности в значительной степени остаются неизменными на протяжении многих лет существования морского права. В связи с общественным запросом на установление лица, виновного в экологических и человеческих потерях, наблюдается постоянный поток судебных дел, которые служат подтверждением растущей криминализации, но не предлагают никаких решений для защиты невиновных. Структура морской отрасли, в которой работают капитаны судов, существенно изменилась, о чем свидетельствует сложная эволюция владения и менеджмента торгового флота, результатом которой становится снижение влияния капитана на управление судном.
10. Кэнди, П., Феррандис, Е. М. (Ред.). Рим– ское право и морская торговля | Candy, P., Ferrandiz, E. M. (Eds.). (2022). Roman law and maritime commerce. Edinburgh University Press.
Эта книга, объединяющая труды специалистов по древней истории, археологии и римскому праву, позволяет по-новому взглянуть на торговлю на дальние расстояния в римском мире. Последние археологические раскопки показали, что морская торговля по всему Средиземноморью значительно активизировалась в то же самое время, когда римское государство укрепляло свою власть в заморских государствах. В данной книге исследуются аспекты этого развития и его связь с изменениями в правовом и институциональном аппарате, на который опиралась морская торговля. В ней анализируются социально-правовые рамки, в которых велась морская торговля, и тем самым предлагается новая оценка той роли, которую играли правовые и социальные институты в экономике римского мира. В соответствующих главах рассматриваются: римская морская торговля, влияние коммерческих соображений на принятие навигационных решений, ответ римского права на угрозы морского пиратства, ведение морской торговли в Древнем Риме с социально-правовой точки зрения, роль письменной документации в процессах по транспортировке, морские финансы, а также то представление об аспектах римского частного права, которое можно получить с помощью юридического анализа договоров морской перевозки.
11. Сойер, Б., Теттенборн, Э. (Ред.). Эксплуатация судов: новые риски, обязательства и технологии в морском секторе | Soyer, B., Tettenborn, A. (Eds.). (2021). Ship operations: new risks, liabilities and technologies in the maritime sector. Informa Law from Routledge.
Эта книга одним компактным томом охватывает все основные вопросы, связанные с эксплуатацией судов. Тщательно скоординированные для обеспечения широты охвата, актуальности и отсутствия дублирования, они рассматриваются авторами – ведущими профессионалами в своей области – и представлены в актуальной и понятной форме. Часть 1 содержит подробный критический анализ современных вопросов, касающихся новых режимов ответственности и соответствующих трендов. В части 2 проводится анализ того, как стороны, в частности операторы судов, пытаются сегодня на практике распределить свои риски, связанные с эксплуатацией судов. В части 3 проводится оценка правового положения тех, кто вовлечен скорее в операции внутри компаний.
12. Черчилль, Р., Лоу, В. и Сандер, А. Морское публичное право (4-е изд.) | Churchill, R., Lowe, V., & Sander, A. (2022). The law of the sea (4th ed.). Manchester University Press.
Эта книга содержит подробный анализ Конвенции ООН по морскому праву 1982 года и многих других нормативных актов, регулирующих деятельность человека на море, а также в полной мере учитывает многочисленные решения международных судов и трибуналов последних лет. В ней также рассматриваются исторические предпосылки возникновения права и его более широкий политический, экономический и экологический контекст. Новое издание содержит значительно расширенное описание современных угроз, которым подвергается морская среда в результате деятельности человека, таких как утрата морского биоразнообразия, последствия изменения климата для океанов, а также огромное количество пластика, загрязняющего море.
13. Асенсио-Эррера, А., Нордквист, М. Х. (Ред.). Конвенция ООН по морскому праву, режим Части XI и Международный орган по морскому дну: путешествие длиной в 25 лет | Ascencio-Herrera, A., Nordquist, M. H. (Eds.). (2022). The United Nations Convention on the Law of the Sea, part XI regime and the International Seabed Authority: a twenty-five year journey. Brill Nijhoff.
В этой книге используется уникальный междисциплинарный подход с акцентом на правовые, научные и экономические перспективы Конвенции ООН по морскому праву и Соглашения об осуществлении Части XI Конвенции. Центральное место в работе занимает повышение осведомленности о важной роли Международного органа по морскому дну и о его достижениях в работе по созданию режима глубоководной разработки морского дна в течение последних 25 лет. Благодаря богатому и широкому спектру материалов читатели смогут получить новое представление о планомерной работе Органа, а также о нормативно-правовых основах его деятельности.
14. Клейн, Н. (Ред.). Неконвенциональное правотворчество в морском публичном праве | Klein, N. (Ed.). (2022). Unconventional lawmaking in the law of the sea. Oxford University Press.
В этой книге исследуются способы, с помощью которых субъекты, действующие на международном уровне, разрабатывают стандарты поведения для регулирования различных видов морской деятельности, помимо традиционного правотворчества. Кроме конвенций и обычного международного права, существует множество международных соглашений, которые влияют на поведение на международной арене. Это «мягкое» или «неформальное» право сегодня активно используется в управлении Мировым океаном, а значит, пришло время рассмотреть его значение для морского публичного права. Неформальное правотворчество анализируется во взаимосвязи с вопросами океанических ресурсов, безопасности на море, судоходства и навигации, а также морской среды. В каждом случае имеют место различные субъекты, процессы и результаты, формирующие нормативное регулирование океанов. В книге исследуется, что нетрадиционное правотворчество означает в контексте правил об источниках, формировании и толковании международного права. Изучению подвергаются масштабы неформального правотворчества в морском публичном праве; оценивается роль этого феномена. ■
Обзор подготовлен Иваном Кобченко
Журнал “Морское право” 2/2022 стр. 97–100