1. Галлиган-мл., Т.С., Кубель, С.Б., Мараист, Ф.Л. и Сазерленд, Д.А. Адмиралтейское право: краткое изложение (8-е изд.) | Galligan Jr., T.C., Kuebel, S. B., Maraist, F. L., & Sutherland, D.A. (2022). Admiralty in a nutshell (8th ed.). West Academic Publishing.
В этой книге рассматриваются морское деликтное право, право столкновений, иски о травмах работников, причинении смерти и травмах на морских платформах. В ней рассматриваются залоги на морское имущество и трудовой договор моряка, заработная плата и урегулирование претензий. В работе также исследуются морское страхование, буксировка и лоцманская проводка, спасание и общая авария. Также рассматриваются суверенный иммунитет, солидарная ответственность, возмещение потерь и убытков, ограничение ответственности, место и процедура рассмотрения морских исков.
2. Гудман, К. Юрисдикция прибрежных государств над биологическими ресурсами в исключительной экономической зоне | Goodman, C. (2022). Coastal state jurisdiction over living resources in the exclusive economic zone. Oxford University Press.
Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, прибрежные государства имеют суверенные права на разведку, эксплуатацию, сохранение и управление биологическими ресурсами в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) протяженностью 200 морских миль. Однако, спустя 40 лет после принятия Конвенции, все еще существует большая неопределенность в от- ношении характера и объема этих суверенных прав. В этой книге рассматриваются способы, с помощью которых прибрежные государства могут осуществлять власть на основе своих суверенных прав на биологические ресурсы в ИЭЗ. Автор исследует ключевые понятия – «рыболовство» и «деятельность, связанная с рыболовством», – чтобы определить, какие суда и какая деятельность могут регулироваться прибрежными государствами, рассматривает критерии и условия, которые прибрежные государства могут применять в рамках регулирования иностранного доступа к своим ресурсам, а также регулирование нелицензированных иностранных рыболовных судов, следующих транзитом через ИЭЗ. Автор также исследует, как такие правила могут быть обеспечены в пределах ИЭЗ, и обстоятельства, при которых правоприменение может осуществляться за пределами ИЭЗ в рамках права преследования.
3. Баугэн С., Сойер Б. и Теттенборн А. Но- вейшие технологии, изменение климата и судоходство | Baughen, S., Soyer, B., & Tettenborn, A. (Eds.). (2022). Disruptive technologies, climate change and shipping. Informa Law from Routledge.
В этой книге анализируется воздействие двух жизненно важных современных факторов влияния на судоходное право и практику: новейших технологий и изменения климата. Книга рассматривает влияние новейших технологий, уделяя особое внимание возможным проблемам и нерешенным вопросам, особенно в отношении существующих и потенциальных частноправовых обязательств, и концентрируется (с позиций английского, европейского и международного права) на правовых последствиях изменения климата и связанных с ним экологических рисков в судоходном секторе.
4. Бейтман, С. Свобода судоходства в Азиатско-Тихоокеанском регионе: стратегические, политические и правовые факторы | Bateman, S. (2021). Freedoms of navigation in the Asia-Pacific region: strategic, political and legal factors. Routledge.
Необходимость свободы судоходства в региональных водах часто упоминается в заявлениях на региональных форумах, однако отсутствует общее понимание того, что представляет собой конкретная свобода судоходства или соответствующий закон. В этой книге рассматривается, как пересекаются право, политика и стратегия
с целью представления различных точек зрения на свободу судоходства в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Эти свободы очень важны именно здесь, в этом отличительном морском регионе, но возникают проблемы с толкованием навигационных режимов в соответствии с морским публичным правом. Эти вопросы исследуются здесь с позиций главных протагонистов в азиатских водах – США и Китая – с их резко противоположными взглядами. Книга завершается обсуждением перспектив либо разрешения этих противоположных точек зрения, либо разработки мер по укреплению доверия, которые позволили бы снизить риски морских инцидентов.
5. Роуботэм, М. Свободные порты и свободные зоны: операции и регулирование в глобальной экономике | Rowbotham, M. (2022). Freeports and free zones: operations and regulation in the global economy. Informa Law from Routledge.
Эта книга предлагает определение, концепции, методы и процедуры деятельности свободных зон; как они создаются, как работают и каковы их преимущества для мировой и национальной экономики. Читатели смогут понять, почему существуют свободные зоны, осознать их роль в развитии и поддержании международной торговли, то, как они способствуют национальному и глобальному экономическому развитию и благосостоянию, особенно в развивающихся странах. Автор объясняет процессы создания свободных зон, а также то, как национальное законодательство и общественные инициативы способствуют этим процессам. Книга всесторонне и в то же время доступно освещает темы свободных портов, свободных зон, зон обработки экспорта (ЗОЭ) и особых экономических зон (ОЭЗ), а также такие вопросы, как таможенные требования, законодательство свободных зон и правительственные инициативы.
6. Эльферинк, А.О., Люсия, В.Д. и Нгуен, Л.Н. Международное право и морские зоны за пределами национальных юрисдикций: размышления о справедливости, пространстве, знаниях и власти | Elferink, A.O., Lucia, V.D., & Nguyen, L.N. (Eds.). (2022). International law and marine areas beyond national jurisdiction: reflections on justice, space, knowledge and power. Brill Nijhoff.
Правовой режим морских зон за пределами национальной юрисдикции в последние десятилетия привлекает все больше внимания. Важнейшим свидетельством этого факта являются продолжающиеся разбирательства в отношении соглашения о сохранении и устойчивом использовании морского биоразнообразия таких зон, начатые на заре 2000-х. Однако этот процесс отражает закостенелые интересы политико-правовых структур, игнорируя другие мнения и альтернативные подходы. Эта книга исследует конкурирующие подходы к указанным зонам и их роль в создании и формулировании правовых принципов, что обеспечивает более широкий взгляд на защиту морского биоразнообразия свободных зон.
7. Исии, Й. Японская морская безопасность и морское публичное право | Ishii, Y. (2021). Japanese maritime security and law of the sea. Brill Nijhoff.
Япония, являющаяся геополитическим стержнем Восточно-Азиатского региона, разработала уникальную политику морской безопасности и толкование морского публичного права. Эта книга является первым изданием, в котором представлен всесторонний и детальный анализ этих тем, рассматривается внутреннее законодательство Японии и ее специфический подход к международному праву. Среди рассматриваемых тем – морские притязания Японии, политика применения силы на море, а также мандаты Сил самообороны и Береговой охраны Японии на применение принудительных мер в морских зонах и воздушном пространстве как в мирное время, так и во время чрезвычайных ситуаций.
8. Ротвелл, Д.Р. и Леттс, Д. Морское публичное право в Юго-Восточной Азии: проблемы окружающей среды, судоходства и безопасности | Rothwell, D.R., & Letts, D. (Eds.). (2021). Law of the sea in South East Asia: environmental, navigational and security challenges. Routledge.
Конвенция ООН по морскому праву представляет собой один из наиболее успешных примеров заключения многосторонних договоров в современную эпоху. Конвенция насчитывает 168 государств-участников, и большинство государств, не подписавших ее, включая Соединенные Штаты, признают почти все ее ключевые положения как обязательные в соответствии с обычным международным правом. Тем не менее, между государствами сохраняются значительные различия в толковании и применении Конвенции, а также периодически звучат призывы к внесению в нее поправок. В этой книге анализируются влияние и текущая роль Конвенции в Юго-Восточной Азии. Морская безопасность является критически важным вопросом в регионе, и она отдельно оценивается в свете Конвенции и современных вызовов, таких как экологическая безопасность и изменение климата. Точно так же права и свободы судоходства являются серьезнейшей проблемой, и они оцениваются с помощью Конвенции и региональной практики государств, особенно в Южно-Китайском море. Особое внимание уделяется роли военно-морских сил и негосударственных субъектов. Кроме того, в книге рассматриваются различные региональные споры о ресурсах, имеющие длинную историю.
9. Де Агирре, К.Ф. Правовое регулирование круизов | De Aguirre, C. F. (Ed.). (2022). Legal aspects of cruises. Springer.
В этой книге представлено сравнительное исследование различных вопросов, касающихся правовых аспектов круизов – главным образом, важности круизного бизнеса, влияния круизного туризма, общих и специальных правил, применимых к круизам, вопросов ответственности, пассажиров круизов как потребителей, пакетных туров, трудовых правил для работников круизов, соответствующих правил в портах, правил по воздействию круизов на окружающую среду, юрисдикции, арбитража и выбора права в круизных контрактах, а также стандартных условий, используемых компаниями, предлагающими круизные услуги – с целью выявления существующих источников права по этим вопросам и определения того, являются ли они корректными и достаточными. Сочетая общий анализ с отдельными национальными наблюдениями, книга предлагает не только общий обзор, но и рассматривает возможные перспективы отдельных юрисдикций Америки, Европы и Азии, а именно: в Аргентине, Бельгии, Болгарии, Германии, Японии, Польше, Румынии, Испании, Турции, США и Уругвае.
10. Аргуэльо, Г. Загрязнение моря, судовой мусор и международное право | Arguello, G. (2021). Marine pollution, shipping waste and international law. Routledge.
Управление отходами создает все больше проблем как для защиты окружающей среды, так и для здоровья человека. Для решения этих проблем в данной книге акцентируется внимание на том, что экологическое право должно переключить свое внимание с регулирования по загрязнениям, специфичного для конкретной среды, на комплексные подходы к вопросу управления отходами на протяжении всего жизненного цикла, то есть от предотвращения образования отходов до фактического обращения с ними. Более того, сотрудничество государств и налаживание скоординированных действий имеют особенное значение, поскольку государства больше не могут иметь отдельных стандартов для отходов, представляющих трансграничные риски, и для «сугубо внутренних» отходов. Опираясь на международное право и право ЕС, книга подробно анализирует правила, установленные для борьбы с трансграничными перемещениями отходов и загрязнением с морских судов.
11. Акпан, А. Правовое регулирование каботажных перевозок | Akpan, A. (2021). Maritime cabotage law. Routledge.
Это является наиболее полным обзором правового регулирования каботажных перевозок. Книга вводит в юриспруденцию новую теорию Суверенитета развития. Тщательному анализу подвергаются положения и подходы к регулированию морского каботажа, принятые в различных государствах и юрисдикциях. Эта книга бросает вызов устоявшимся и общепринятым представлениям о морском каботаже, презентуя новые рассуждения об основополагающих принципах концепции морского каботажного права. Книга представляет собой оживленную дискуссию о корректировке подходов к регулированию морского каботажа: от подхода, который по своей сути был основан на идее национального суверенитета, до подхода, который теперь охватывает более широкую идеологию развития. В ней исследуется, каким должно быть общее понимание правового регулирования каботажа и на какой интеллектуальной опоре оно может быть основано. Это сводит к минимуму путаницу вокруг концепции морского каботажного права.
12. Яаллуридес, К. Морские споры и международное право: спорные воды и ресурсы морского дна в Азии и Европе | Yiallourides, C.
(2021). Maritime disputes and international law: disputed waters and seabed resources in Asia and Europe. Routledge.
Урегулирование споров о морских границах между Китаем и Японией в Восточно-Китайском море и между Грецией и Турцией в Эгейском море зашло в политический тупик. Несмотря на то, что дипломатические усилия по урегулированию продолжаются последние десятки лет, ни одна из сторон до сих пор не готова отступить от своих морских и территориальных претензий, несмотря на конкретные инциденты на море, вызвавшие дипломатические протесты, военные противостояния и даже перестрелки. Существующий статус-кво по своей сути нестабилен и не устраивает ни одну из сторон в той степени, в которой он является заложником многочисленных выгод, которые могли бы быть получены от эксплуатации энергетических и минеральных ресурсов морского дна в спорных акваториях. Все это создает острую необходимость в содержательной дискуссии по поиску эффективных решений этих проблем.
13. Лайалл Ф. Технологии, суверенитет и международное право | Lyall, F. (2022). Technology, sovereignty and international law. Routledge.
Догмат о суверенитете государства, вытекающий из Вестфальского мира, лежит в основе большей части современной международной системы. Однако развитие новейших технологий привело к тому, что эта идеология далеко отошла от реальности. Рассматривая государственный суверенитет через призму международного публичного права, книга начинается с обзора Вестфальского мира, его влияния на международные документы и рассмотрения преимуществ централизованных решений. Рассматривая морское публичное право, воздушное и авиационное право, телекоммуникации, почтовые услуги, космическое право и методы измерения пространства, книга демонстрирует, как в каждом из этих аспектов взаимодействие между государственным суверенитетом и развивающимися технологиями привело к значительным правовым изменениям.
14. Андерсон, В. Морское публичное право в Карибском бассейне | Anderson, W. (2022). The law of the sea in the Caribbean. Brill Nijhoff.
Поколение пионеров права было уверено в решающей роли морского публичного права в становлении развивающихся государств. Самым главным стало юридическое признание огромных богатств океанов общим достоянием человечества. В этой книге дается оценка влиянию морского публичного права на развитие Карибского бассейна. В ней приводятся аргументы в пользу расширения регионального сотрудничества как средства реализации ожидаемого вклада моря в экономическое и социальное развитие карибских государств.
15. Бансал А., Гоэл Д. и Сингх С. Конвенция ООН по морскому праву: решения по управлению морским всемирным наследием | Bansal, A., Goel, D., & Singh, S. (2022). UNCLOS: solutions for managing the maritime global commons. Pentagon Press.
С ростом экономической активности и смещением глобальной оси власти XXI век будет ознаменован более тесным взаимодействием человека и океанов. В то время как мировые державы сражаются за доминирование в тех или иных водах, необходимых для торговли и в целом для жизнеобеспечения, развивающиеся державы и страны с растущей экономикой стремятся к свободе судоходства для укрепления собственной торговой и экономической независимости. Следовательно, существует опасность конфликтов и, соответственно, большая потребность в законах, регулирующих любую деятельность в открытом море. Однако зачастую могущественные государства не очень заинтересованы в международном порядке, основанном на четких правилах. Конфликт в Южно-Китайском море является ярким тому подтверждением. Эта книга посвящена тому, как Конвенция ООН по морскому праву может решать проблемы управления морским всемирным наследием. В книге также рассматривается идеальный пример разрешения чрезвычайно сложных морских споров в Бенгальском заливе между Индией, Бангладеш и Мьянмой. ■
Обзор подготовлен Иваном Кобченко
Журнал “Морское право” 1/2022 стр. 118–121