1. Искусственный интеллект и автономное судоходство. Развитие международной правовой базы. Под ред. Бариса Сойера, Эндрю Теттенборна | Artificial Intelligence and Autonomous Shipping. Developing the International Legal Framework. Ed. by Baris Soyer, Andrew Tettenborn
В этом сборнике эссе критически оценивается существующая и разрабатываемая нормативная база, регулирующая эксплуатацию морских судов в международных водах. Книга содержит мнения о том, что внесение поправок в международные конвенции необходимо для решения вопросов ответственности. Оставление этих проблем на усмотрение национального законодательства, особенно вопросов об ответственности за качество товара, может не только ограничить или затруднить возможности страхования ответственности, но и замедлить технологическое развитие в этой области. Написанная всемирно известными экспертами по конкретным областям, эта книга предлагает комплексный подход к обсуждению автономных судов и является актуальным и ценным доктринальным вкладом.
2. Автономные суда и право. Под ред. Хенрика Рингбома, Эрика Росаега, Тронда Солванга | Autonomous Ships and the Law. Ed. by Henrik Ringbom, Erik Rosaeg, Trond Solvang
В последние годы интерес к автономным судам растет в геометрической прогрессии. В то же время обсуждение нормативных аспектов этого явления все еще находится в зачаточном состоянии, и, хотя уже было поднято много новых вопросов, до сих пор на них было дано немного ответов. Возросшая автоматизация задач, которые традиционно выполнялись экипажами судов, поднимает интересные правовые проблемы по всему спектру морского права. В этой первой в своем роде книге проблема автономных судов рассматривается в самых разных юридических перспективах, включая частное и публичное право на международном и национальном уровнях, что делает доступным это передовое исследование, которое будет представлять значительный интерес для исследователей морского права.
3. Морской бизнес, менеджмент и ответственность: юридический анализ новых вызовов в морской отрасли. Под ред. Стивена Гирвина, Вайба Ульфбека | Maritime Organisation, Management and Liability: A Legal Analysis of New Challenges in the Maritime Industry. Ed. by Stephen Girvin, Vibe Ulfbeck
В этой книге выявляются и исследуются правовые проблемы, с которыми сегодня сталкиваются судоходство и менеджмент судов. В первую очередь здесь рассматриваются право государства флага и международное частное право. Затем в фокусе внимания оказываются требования экологической устойчивости и ответственность судоходных компаний, управляющих цепочками поставок и судами как источниками экологического загрязнения. В третьем разделе изучаются проблемы, возникающие в периоды финансового кризиса, и подвергаются анализу глобальные последствия банкротств судоходных компаний. Наконец, четвертый раздел касается диджитализации и автоматизации, а также некоторых аспектов права автономных судов, в особенности морского страхования и перевозки грузов. Эта книга будет полезным ресурсом для ученых и практикующих юристов, работающих в области судоходства и морского права.
4. Арбитраж по Южно-Китайскому морю: к международному правовому порядку в Мировом океане. Йошифуми Танака | The South China Sea Arbitration: Toward an International Legal Order in the Oceans by Yoshifumi Tanaka
Помимо урегулирования споров между Филиппинами и Китаем, арбитражное решение по Южно-Китайскому морю, как можно предполагать, значительно повлияет на развитие международного права в целом и морского публичного права в частности. Поэтому в данной книге делается попытка изучить арбитраж по Южно-Китайскому морю с точки зрения развития международного публичного права и его ограничений. В частности, автором рассматриваются вопросы юрисдикции третейского суда по Приложению VII [к Конвенции ООН по морскому праву], исторически возникшие права, правовой статус морских объектов, правомерность различных действий Китая и значение арбитража по Южно-Китайскому морю для разрешения международных споров.
5. Предсказуемость и гибкость при делимитации морских пространств. Йошифуми Танака (2-е изд.) | Predictability and Flexibility in the Law of Maritime Delimitation by Yoshifumi Tanaka (2nd edition)
Это полностью переработанное новое издание предлагает исчерпывающую правовую картину разграничения морских пространств, включая все последние судебные споры и практику государств в данной сфере. Как и любое правовое регулирование, право делимитации морских пространств должно обладать определенной степенью предсказуемости. С другой стороны, поскольку примеры разграничения морских границ различаются, для достижения справедливых результатов также требуется гибкий учет географических и негеографических факторов. Как в таком случае можно обеспечить предсказуемость и одновременное принятие во внимание ряда различных факторов для достижения справедливого результата? Этот вопрос лежит в основе регулирования делимитации морских пространств. В данной книге предлагается хорошо сбалансированная правовая основа, сочетающая предсказуемость и гибкость при разграничении морских пространств.
6. Руководство по судостроительным договорам. Альберт Лазарус | A Guide to Ship- building Contracts by Albert Lazarus
Будучи более 20 лет погруженным в судоходную отрасль на различных должностях, Альберт Лазарус хотел опубликовать книгу по комплексной тематике договоров на строительство судов. Его сотрудничество с норвежскими судоходными компаниями, которые постоянно обновляли свой флот, сделало эту тему еще более интересной благодаря личному опыту работы на различных верфях. Мысли о развитии, происходящем вокруг индийского побережья, и внимании правительства Индии к развитию морского сектора побудили автора написать эту книгу. Она посвящена различным нюансам договоров на строительство судов.
7. Международный трибунал по морскому праву. Криангсак Киттичайсари | The International Tribunal for the Law of the Sea by Kriangsak Kittichaisaree
Написанная действующим судьей Международного трибунала по морскому праву, эта книга из серии «Элементы международного права» показывает, почему стабильный правовой режим, регулирующий использование океанов и управление ими, является такой важной частью международных отношений. Благодаря личному опыту и подробному анализу актуальных инструментов и знаковых споров, судья Киттичайсари проливает свет на внутреннюю работу Трибунала, создавая доступный и бесценный ресурс как для студентов, так и для практикующих юристов.
8. Столкновения на море. 15-е издание. Под ред. Эндрю Теттенборна, Джона Кимбелла | Marsden and Gault on Collisions at Sea. 15th edition. Ed. by Andrew Tettenborn, John Kimbell
Эта книга является частью авторитетной серии «Британское право торгового мореплавания». Она служит подробным руководством по узкоспециализированной и самостоятельной сфере столкновений и убытков в морском праве, в котором рассматриваются недавние споры и изменения в конвенциях. 15-е издание, отредактированное профессором Эндрю Теттенборном и королевским адвокатом Джоном Кимбеллом, было обновлено не только по существу, но и по расположению частей, что привело к более современной и четкой структуре изложения.
9. Спасание на море. Фрэнсис Роуз (10-е издание) | Kennedy and Rose on the Law of Salvage by Francis Rose (10th edition)
Эта книга является частью ведущей серии «Британское право торгового мореплавания». Она является глубоким руководством по узкоспециализированным сферам спасания и поднятия затонувших судов в контексте применимого английского и международного права. 10-е издание, написанное профессором Фрэнсисом Роузом, было полностью обновлено с тем, чтобы учесть изменения в законодательстве и практике спасания, поднятия затонувших судов и связанных с ними областях права.
10. Право торгового мореплавания. Роберт Сэмюэл Теодор Чорли, О.Ч. Джайлз, Н.Дж.Дж. Гаскелл, Ч. Дебаттиста (9-е переработанное издание) | Chorley and Giles Shipping Law by Robert Samuel Theodore Chorley, O.C. Giles, N.J.J. Gaskell, C. Debattista (9th revised edition)
Изначально эта книга была опубликована для студентов экономических специальностей и работников судоходных компаний, а теперь она переживает свое девятое издание. Широко используемый в настоящее время преподавателями, студентами и практикующими в сфере морского права юристами, данный текст был переработан с учетом изменений в прецедентном праве, статутах и коммерческой практике за последние пять лет. Это единственный профильный учебник для студентов, в котором в рамках одного тома всесторонне исследуется регулирование собственности на суда и их регистрации, эксплуатации судов и морского страхования.
11. Справочник издательства «Routledge» по Южно–Китайскому морю. Под ред. Цзоу Кейуань | Routledge Handbook of the South China Sea. Ed. by Zou Keyuan
Эта работа представляет собой всесторонний и глубокий анализ проблем Южно-Китайского моря. Она очерчивает динамику развития последних лет и определяет факторы, которые способствуют урегулированию споров и налаживанию совместного менеджмента одного из самых важных морей в мире, которое не только несет в себе богатство морских ресурсов и отчетливое биоразнообразие, но также является важным морским путем для мировой торговли и коммуникаций. В соответствии с этим данный справочник представляет собой авторитетный источник по изучению Южно-Китайского моря, полезный для студентов и исследователей, занимающихся международными отношениями, историей, морскими и азиатскими исследованиями.
12. Глобальные вызовы и морское публичное право. Под ред. Марты Шанталь Рибейро, Фернандо Лоурейро Бастос, Торе Хенриксена | Global Challenges and the Law of the Sea. Ed. by Marta Chantal Ribeiro, Fernando Loureiro Bastos, Tore Henriksen
В этой книге анализируется ряд проблем, связанных с имплементацией и применением Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (UNCLOS), с упором на несколько областей: международные организации, рыболовство, безопасность, сохранение морского биоразнообразия, урегулирование споров и взаимосвязь с другими сферами международного права. Конвенцию 1982 г. называют Конституцией Мирового океана. В ней излагаются основные права, обязанности и юрисдикция государств в отношении доступа к океанам и морям и их ресурсам, а также в отношении их использования и управления ими. ■
Обзор подготовлен Иваном Кобченко
Журнал “Морское право” 3/2021 стр. 74–76