1. Морские границы и океанические ре- сурсы (1987). Серия переизданий изд-ва “Routledge”. Джеральд Генри Блэйк | Maritime Boundaries and Ocean Resources (1987) – Routledge Revivals by Gerald Henry Blake
Впервые опубликованная в 1987 г., эта работа представляет собой сборник эссе, в которых исследуется политико-юрисдикционный аспект океанических границ и его влияние на Мировой океан. В книге показывается, как интенсификация использования океана поставила вопросы о рациональном планировании и управлении океанами, которые могут помочь избежать все возрастающего экологического ущерба и конфликтов, связанных с использованием моря; океан здесь рассматривается также как инструмент для развития космической сферы, торговли и связи; наконец, проводится анализ создания комплексного регионального планирования процесса управления океанами.
2. МКУБ: практическое руководство по юридическим и страховым аспектам. Фил Андерсон | The ISM Code: A Practical Guide to the Legal and Insurance Implications by Phil Anderson
Более 10 лет МКУБ является обязательным для практически каждого коммерческого судна в мире и почти 20 лет – для судов повышенной уязвимости, однако в этой сфере до сих пор очень мало судебной практики. Вследствие этого имеет место серьезная путаница касательно потенциальных юридических и страховых нюансов Кодекса. Данное третье издание представляет собой серьезную переработку материала и включает анализ важных поправок, которые были внесены в МКУБ с 1 июля 2010 г. и с 1 января 2015 г. Эта книга дает морским юристам практический обзор и, что очень важно, рекомендации по возможным последствиям невыполнения требований Кодекса. Она будет крайне ценна для назначенных лиц компаний, менеджеров судоходных корпораций, капитанов судов, морских юристов и сотрудников страховых фирм.
3. Защита третьих лиц в морских перевозках. Карло Корчоне | Third Party Protection in Shipping by Carlo Corcione
Сегодня морские перевозки не являются лишь частью цепи поставок – они сами становятся такой полной цепью. Некогда стоявшая на периферии защита третьих лиц является сегодня центральным элементом морской перевозки. Эта проблема рассматривается через анализ действующей нормативной базы по защите третьих лиц и через оценку того, как на основе этого регулирования может раскрываться применимое к третьим лицам право. Защита третьих лиц исследуется с точки зрения Гаагских / Гаагско-Висбийских правил; Гамбургских правил; Роттердамских правил; английского права и права США; континентального права. Благодаря широте охвата материала и высококачественному анализу эта книга будет полезна как для практикующих юристов, так и для научных работников, интересующихся судоходством и международной торговлей.
4. Новые технологии, искусственный интеллект и право торгового мореплавания в 21 веке. Профессор Барис Сойер, Эндрю Теттенборн | New Technologies, Artificial Intelligence and Shipping Law in the 21st Century by Professor Baris Soyer, Andrew Tettenborn
Данный сборник состоит из отредактированных версий докладов, представленных на 14-м Международном коллоквиуме Института международных морских перевозок и торгового права юридической школы Суонси в сентябре 2018 г. Написанные как совместный труд ведущих академиков и опытных практикующих юристов, эти доклады были тщательно сгруппированы с тем, чтобы раскрыть для читателя последние представления о проблемах, связанных с новыми технологиями и морскими перевозками.
5. Коносаменты в международной торговле товарами. Чарльз Дебаттиста, Фрэнсис Хорньолд-Стрикленд | Debattista on Bills of Lading in Commodities Trade by Professor Charles Debattista, Francis Hornyold-Strickland
Данная книга представляет собой не столько линейную дорожную карту, сколько систему GPS, позволяющую читателю определить, какая часть коносамента является центральной в споре, с которым он имеет дело, и оценить эти аспекты с точки зрения: (1) договора купли-продажи; (2) договора перевозки; (3) аккредитива. Цель данной работы – устанавливать связи и способы взаимодействия для помощи юристам при возникновении спора, равно как и лицам, составляющим договоры, с тем чтобы избежать самых распространенных проблем. Четвертое издание, теперь имеющее новое название и обогащенное благодаря появлению соавтора, было полностью пересмотрено с учетом прецедентного права и изменений в регулировании за 12 лет, прошедших со времени предыдущего издания.
6. Юрисдикционные и арбитражные соглашения в договорах морской перевозки грузов: ограничения автономии сторон. Серия «Библиотека морского и транспортного права». Джонатан Эчебаррия Фернандес | Jurisdiction and Arbitration Agreements in Contracts for the Carriage of Goods by Sea: Limitations on Party Autonomy – Maritime and Transport Law Library by Jonatan Echebarria Fernandez
В книге проводится анализ действующего законодательства о признании и действительности юрисдикционных и арбитражных оговорок, содержащихся в договорах морской перевозки грузов. Автор постарался сделать выводы и извлечь уроки на будущее из существующей обрывочной правовой базы на международном уровне, уровне ЕС и в национальном законодательстве Англии, Уэльса и Испании. Сравнение разных правовых режимов показывает отсутствие международной гармонизации соответствующих норм и существование проблемы «поиска удобной юрисдикции» (forum shopping), когда грузовладелец подает иск против судовладельца или его фрахтователя.
7. Столкновения судов в море. Том 2: Практическая часть. Гарри Хёрст | Collisions at Sea. Volume 2: Case Studies by Harry Hirst
Прошло более 40 лет с тех пор, как вступили в силу действующие Международные правила предупреждения столкновений судов в море. В течение этих долгих лет возникли значительные технологические усовершенствования в конструкции и оборудовании судов. Несмотря на эти улучшения, в море по-прежнему случаются столкновения, а морские юристы вынуждены заниматься урегулированием ответственности за них. Следовательно, понимание судебного толкования Правил и распределения ответственности будет полезно как рядовому моряку, так и морскому юристу, а также преподавателям и должностным лицам, которые расследуют причины столкновений в море.
8. Экономическое регулирование отрасли контейнерных перевозок: теоретические и правовые аспекты. Серия изд-ва “Routledge” по транспортному анализу. Равиндаран Наир | Economic Regulation of the Container Shipping Industry: Theoretical and legal perspectives – Routledge Studies in Transport Analysis by Rawindaran Nair
В этой книге исследуется экономико-правовые рамки отрасли контейнерных линейных перевозок в условиях ведущей роли этой сферы для международной торговли и транспорта. Рассматриваются правовые последствия действий судоходных компаний для планируемых операций, и раскрывается теоретическая основа, позволяющая отрасли адаптироваться под будущие нормативные изменения.
9. Договоры фрахтования: возмещение потерь, регресс и залоговое обеспечение. Филиппо Лоренцон | Charterparties: Indemnities, Recourse and Collaterals by Filippo Lorenzon
В условиях большой нестабильности на рынке морских перевозок институты возмещения потерь, обеспечения и регрессных требований становятся все более распространенными. Хотя коммерческое назначение этих институтов является достаточно простым, их применение порождает ряд сложных юридических проблем, начиная от юрисдикции и коллизионного права и заканчивая применением права справедливости. С целью решения этих сложностей в данном сборнике статей раскрываются актуальные вопросы возмещения потерь, регресса и залога в договорах фрахтования. В книге собраны ра- боты ведущих мировых ученых в этой сфере и рассматривается ряд важных вопросов, в том числе необходимость подписания капитаном судна коносамента «как есть» (as presented); принцип “knock for knock”; залог и общие принципы возмещения потерь и погашения ответственности. Данное издание, переработанное и дополненное, будет интересно для ученых и юристов, занимающихся спорами о договорах фрахтования, основанных на английском, американском и международном морском праве.
10. Права и обязанности третьих лиц из коносаментов. Филиппо Лоренцон | Third Parties’ Rights and Liabilities under Bills of Lading by Filippo Lorenzon
По мере увеличения скорости транспорта и интенсификации мировой торговли контракты на перевозку товаров и сопутствующие отношения становятся все более сложными. В этой актуальной работе собраны изыскания экспертов со всего мира, исследующих как теоретические основы коносамента, так и его применение в сегодняшней практике. При постоянном фокусе на проблеме третьих лиц автором также обсуждается сложный вопрос об их правах и обязанностях в различных юрисдикциях. Охватывая собой английское, американское право и право ЕС, эта работа представляет собой авторитетный источник сравнительно-правовой информации для морских юристов по всему миру. Это важная книга для всех, кто занимается исследованиями и практикой в международной торговле и морских перевозках грузов.
11. Иски с чрезмерными требованиями в морском праве. 4-е издание. Дж. Эшли Роуч | Excessive Maritime Claims, 4th edition, by J. Ashley Roach
Практика государств в области морского публичного права продолжала развиваться после публикации 3-го издания данной работы в 2012 г. В 4-м издании Дж. Эшли Роуч обновил текст, особенно в отношении положений, касающихся баланса между навигационными правами и свободами и интересами прибрежных и островных государств. Особый интерес представляют более подробные объяснения института свободы мореплавания; расширенный материал по базисным линиям и практике государств-архипелагов; пересмотренные разделы по континентальному шельфу, по сбору морских данных, по подводным кабелям и трубопроводам, а также по Океаническим правилам США. Была добавлена новая глава об островах и других морских объектах.
12. Договоры фрахтования. 2-е издание. Профессор Ховард Беннет, Джулия Диас, профессор Стивен Гирвин | Carver on Charterparties, 2nd edition, by Professor Howard Bennett, Julia Dias, Professor Stephen Girvin
Данный труд, в совокупности с аналогичным изданием по коносаменту (Carver on Bills of Lading), основан на классической работе Карвера о морских перевозках 1982 г. (Carver on Charterparties, 1982). При написании данного, второго, издания авторы исходили из идей тематического синтеза и анализа этой фундаментальной темы морского права. Дискурсивный и энциклопедический подход книги предлагает альтернативу тому, что было представлено в классической работе Скруттона по договорам фрахтования и коносаментам (Scrutton on Charterparties and Bills of Lading). Второе издание охватывает ряд важнейших судебных споров, возникших после выхода первого издания.
13. Морское право. 5-е издание. Ивон Баатц | Maritime Law, 5th edition, by Yvonne Baatz В своем уже пятом издании это авторитетное руководство охватывает все основные институты морского права. Эта работа написана командой ведущих ученых и практиков, каждый из которых является экспертом в своей области. Вместе они представляют вниманию читателя четкое, краткое и абсолютно актуальное освещение различных тем: от коносаментов до ареста судов, – каждая из которых изложена доступным и увлекательным языком. Поскольку английское право широко используется во всем морском мире, эта книга основана на английском праве, однако содержит и анализ действующих ключевых международных конвенций. В качестве исчерпывающего справочника данное издание будет полезно для студентов, ученых и практикующих юристов во всем мире, особенно для тех, кто плохо знаком с морским правом или какой-либо конкретной его областью.
14. Свобода мореплавания и морское публичное право: военные корабли, государства и применение силы. Серия исследований изд-ва “Routledge” по морскому публичному праву. Кэмерон Мур | Freedom of Navigation and the Law of the Sea: Warships, States and the Use of Force – Routledge Research on the Law of the Sea by Cameron Moore
В последнее время участились столкновения между военными кораблями под предлогом свободы мореплавания, а также увеличилось количество государств, утверждающих свой суверенитет над прибрежными водами. Эта книга предлагает набор правил, которые не только признают права прибрежных государств на защиту своего суверенитета и военных кораблей на законное свободное плавание, но и очерчивают границы этих прав. Представляя краткий обзор извечной проблемы свободы мореплавания, данное издание понравится всем, кто изучает международное право, морское публичное право, проблемы глобальной безопасности и международные отношения. Работа К. Мура также будет интересна морякам, сотрудникам береговой охраны и военным, а также государственным юрисконсультам. ■
Обзор подготовлен Иваном Кобченко
Журнал “Морское право” 2/2021 стр. 109–112