Торговое судно или судно, несущее государственную (правительственную) некоммерческую службу?

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 января 2021 г. No 09АП-69250/2020 по делу No А40-40737/2020 (ФГБУ «Северное УГМС» v Росморречфлот)

Рассмотрим интересное дело о возможности выведения судов на государственной (некоммерческой) службе из-под понятия торгового мореплавания. Использование судов для государственной (правительственной) некоммерческой службы также может быть отнесено к торговому мореплаванию.

ФГБУ «Северное УГМС» обратилось в Минтранс России с просьбой дать указание сотрудникам Росморречфлота решить вопрос об исключении нескольких научно-экспедиционных и научно-исследовательских судов из Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Минтранс России отказал, и «Северное УГМС» обжаловало данное решение в суд.

Суд отказал, указав, что заявитель использует спорные суда в целях, подпадающих под понятие «торговое мореплавание», предусмотренное ст. 2 КТМ РФ, соответственно, данные суда в силу требований подп. «г» п. 11 ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. No 16-ФЗ «О транспортной безопасности» являются транспортными средствами, в связи с чем у Росморречфлота в данном случае отсутствуют основания для исключения спорных судов из Реестра. Апелляционным судом решение оставлено без изменения.

Заявитель выдвигал следующие доводы.

1. На спорные суда не распространяются требования, установленные Федеральным законом «О транспортной безопасности» ввиду того, что заявитель использует спорные суда для государственной (правительственной) некоммерческой службы, к которой в соответствии с ч. 2

ст. 3 КТМ РФ не применяются правила торгового мореплавания.

Довод отклонен судом, поскольку суда используются для проведения научно-исследовательских работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга загрязнения окружающей среды, что подпадает под понятие деятельности, связанной с торговым мореплаванием согласно ст. 2 КТМ РФ.

Кроме того, в соответствии с Уставом заявителя он может осуществлять приносящую доход деятельность по договорам на возмездной основе, а также одним из видов деятельности, не являющимся основным и соответствующим целям деятельности учреждения, являются перевозка и экспедирование грузов, в том числе опасных, и пассажиров морским транспортном и внутренним водным транспортом.

Как указал заявитель, он использует суда для обеспечения функционирования и жизнедеятельности труднодоступных полярных метеостанций, что предполагает доставку грузов, перевозку пассажиров.

2. В настоящее время заявитель не осуществляет перевозку пассажиров и грузов повышенной опасности.

Как указал суд, у заявителя есть право осуществлять такую деятельность, а сам факт неосуществления в настоящее время этой деятельности не исключает вероятность ее осуществления в будущем. Кроме того, ст. 2 КТМ РФ не исключает возможность использовать суда для иных целей, к которым могут быть применены правила торгового мореплавания, а, следовательно, цели использования судов законом не ограничены.

3. Суда осуществляют государственную (правительственную) некоммерческую службу, а, следовательно, не используются в целях торгового мореплавания.

Суд указал, что закрепление права осуществлять деятельность, приносящую доход, в уставе организации противоречит условию использования судна только для правительственной некоммерческой службы, что исключает возможность применения ч. 2 ст. 3 КТМ РФ. Выполнение работ, оплачиваемых из средств федерального бюджета, и выполнение государственного задания, согласно законодательству о торговом мореплавании, не являются основанием для отнесения судов к судам, которые используются в интересах правительственной некоммерческой службы. В противном случае все суда, находящиеся в собственности Российской Федерации и закрепленные на вещном праве за организациями, на которые возложена обязанность по выполнению государственного задания, несут правительственную службу. ■

Журнал «Морское право» 1/2020–2021 стр. 67–68

23.02.2021

Добавить комментарий