Краткая история Международного морского комитета и участия в нем России

1. О ценности договоренностей в области мореплавания

С античных времен мореплавание представляет собой один из основных способов опосредования торговли. Открытое море не принадлежало и не принадлежит никому, и о правилах поведения в море людям приходится договариваться. Насчет правил морской перевозки коммерсантам из разных государств также нужно приходить к согласию, при том что все заинтересованы в схожем и понятном для представителей всех юрисдикций регулировании. Таким образом, море как пространство свободы учит разных людей договариваться друг с другом.

Одним из первых сводов договоренностей в области торгового мореплавания было Родосское морское право (Νόμοσ ’Ροδίων Ναυτικόσ), не имевшее, однако, никакого отношения к острову Родос. Это свод договоренностей мореплавателей, ходивших по Средиземному морю.

Родосские морские обычаи с комментариями римских юристов были включены в Дигесты Юстиниана (кн. 14). Соответствующие подразделы (титулы) касались ответственности хозяина корабля за причиненный вред; права капитана корабля при аварии выбросить груз в море и последующих расчетов между хозяином корабля и собственниками грузов; отношений между хозяином корабля и управляющим, а также ряда иных проблем, не утративших остроты до настоящего времени.

Постепенная гибель средиземноморских античных культур привела к ослаблению упорядоченности отношений на море. Возрождение договоренностей в сфере морской торговли началось в Средние века с появлением документов, которые именовались кодификациями морских норм и обычаев (Барселонская кодификация, Висбийская кодификация и др.). Это прообразы современных международных морских конвенций [1]. Вместе с тем при средневековой разрозненности социальных и политических систем такие кодификации не становились всеобщими.

Альбер Лилар отмечает, что в отсутствие общих норм, утраченных с античных времен, мореплаватели и купцы могли действовать в своих интересах абсолютно неограниченно, тем не менее такая вседозволенность позволяла и другим безнаказанно действовать против них, что формировало в открытом море антагонистическую, враждебную среду [2]. Первым документом, направленным на исправление этой ситуации и возврат к античной упорядоченности, стал французский Великий морской ордонанс августа 1681 г., который представлял собой достаточно свободное изложение морских норм и обычаев прошлого. Указанный документ стал первой попыткой гармонизировать разные нормы и обычаи, а также стал «источником вдохновения» [3] для тех, кто спустя два века разрабатывал первые конвенции в области международного морского права.

В дальнейшем представление о способах унификации правил поведения на море менялось и привело к формированию того, что в современном мире называют «международным морским правом» – международных договоров и конвенций, которые разрабатываются, как правило, неправительственными организациями и открыты для ратификации (т.е. включения в национальную правовую систему) государств.

2. Создание Международного морского комитета (ММК)

Во второй половине XIX в. юристы и члены парламентов европейских стран признали необходимость унификации правовых норм в области торгового мореплавания. Разные международные (обычно неправительственные) ассоциации начали свою деятельность по такой унификации.

В 1857 г. в Лондоне была образована Национальная ассоциация социальных наук. В 1864 г. ею был составлен первый документ по унификации норм об общей аварии.

В 1873 г. была основана Ассоциация по реформе и кодификации права народов, которая предшествовала созданию Ассоциации международного права. В 1890 г. эта Ассоциация поддержала создание Йорк-Антверпенских правил – широко признанной кодификации обычаев торгового мореплавания, применяющихся в случае общей аварии. В Правилах содержатся критерии отнесения расходов и убытков к общеаварийным, а также порядок их распределения между участниками морского предприятия: судном, грузом и фрахтом.

В это время молодой барристер из Антверпена Луи Франк выступил с инициативой в бельгийских бизнес-кругах о создании ассоциации морского права, которая ориентировалась бы на нужды практики. По его мнению, деятельность ассоциации должна быть направлена на устранение пробелов и неточных правовых норм в морской отрасли и их унификацию посредством обсуждений проектов международных договоров. Его идея была поддержана Ассоциацией международного права, и 29 апреля 1896 г. в Бельгии была создана первая в мире Ассоциация морского права. Ее основателями являлись бельгийский министр Август Бирнер, предприниматель в области морского страхования Чарль ле Жун и юрист Луи Франк. Именно они разработали политику будущего Международного морского комитета, согласно которой деятельность Комитета должна быть направлена не на достижение абстрактных и теоретических решений в области морского права, а на реальные запросы коммерсантов, мореплавателей и страховщиков. Кроме того, в Комитете гарантировалось равенство дискуссии для всех его участников – национальных ассоциаций морского права и независимых специалистов из разных стран. Впоследствии было создано еще несколько национальных ассоциаций морского права, и 6 июня 1897 г. был официально образован ММК, в состав которого вошли национальные ассоциации морского права. Этот день считается датой формального создания Комитета, однако его деятельность началась как минимум за год до указанных событий [4]. Так, деятельность международной организации, направленная на всестороннюю унификацию норм в области морского права, уже была упомянута в письме от ММК к Ассоциации международного права, датированном 2 июля 1896 г.

3. Деятельность ММК

На сегодняшний день ММК является старейшей международный организацией в области морского права [5]. С момента начала своей формальной деятельности в 1897 г. Комитет участвовал в разработке проектов практически всех известных морских конвенций.

Первоначально международные конференции Комитета проходили в сотрудничестве с бельгийским правительством и носили название «Брюссельские дипломатические конференции по морскому праву». В рамках конференций принимались международные конвенции примерно в течение 80 лет. В частности, в ходе этих конференций были приняты такие важные для морского торгового права документы, как Конвенция для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на море 1910 г., Гаагские правила 1924 г., которые были призваны унифицировать морскую перевозку грузов по коносаментам, и Протокол к ним 1968 г. (Гаагско-Висбийские правила). Впоследствии был создан Юридический комитет Международной морской организации (International Maritime Organization (IMO)), который взял разработку и внесение изменений в конвенции на себя. Так, изменения в Гаагско-Висбийские правила, внесенные Протоколом 1979 г., были разработаны уже IMO.

В настоящее время ММК существует как основной консультант IMO [6] и разрабатывает проекты международных конвенций, которые принимаются на заседаниях IMO. Кроме того, Комитет сотрудничает с другими международными организациями, например с Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ).

В 1997 г. Комитет получил статус консультантов при ООН по вопросам международного морского права.

Одним из последних проектов, в разработке которого участвуют представители Комитета, является Конвенция о продаже судов на основании судебного решения. Документ призван решить проблему исключения морского судна из судового реестра одного государства в случае, если решение о продаже принималось в другом государстве. Принятие конвенции запланировано на 2022 г., ведется активная работа по доработке и обсуждению проекта.

4. Участие России в ММК

С самого начала существования Комитета в 1897 г. Россия имела в нем своих представителей. Членом Комитета с даты его основания являлся Федор Федорович Мартенс – профессор Санкт-Петербургского университета. Он также принимал непосредственное участие в Конференции Комитета 1897 г. в Брюсселе [7].

В бюллетенях конференций Комитета 1904 и 1905 гг. указываются еще два члена – представителя Российской Империи: Михаил Александрович фон Таубе – советник Министерства иностранных дел [8] – и Иван Александрович Овчинников – подполковник (в дальнейшем генерал-майор) Российского Императорского флота [9]. И.А. Овчинников также был участником конференций Комитета 1909 г. в Бремене [10] и 1913 г. в Копенгагене [11].

Согласно бюллетеню Конференции 1909 г. членом Комитета являлся санкт-петербургский адвокат Сигизмунд Льюис [12].

В 1905–1907 гг. было учреждено Российское общество морского права [13], которое было указано в качестве национальной ассоциации России в бюллетени Конференции Комитета 1907 г. В заседании Комитета участвовали Сергей Васильевич Рухлов, председатель Общества, тайный советник, член Государственного Совета; Иосиф Иванович Карницкий, вице-председатель Общества, сенатор, председатель комиссии по разработке морского кодекса, и Валериан Эдуардович Гревс – секретарь Общества, нотариус [14]. В.Э. Гревс принял участие в Венецианской конференции Комитета 1907 г. в качестве делегата от российской ассоциации [15].

В бюллетенях конференций 1911 и 1913 гг. состав Российского общества морского права меняется. Председателем Общества становится Георгий Георгиевич Стеблин-Каменский, тайный советник, советник по правовым вопросам Морского министерства, вице-председателем – Михаил Михайлович Бениславский, управляющий делами Восточно-Азиатского судоходства, секретарем Общества – господин Линден, советник суда, директор Департамента торгового флота [16].

Последнее упоминание Российского общества морского права как национальной ассоциации встречается в бюллетени Конференции Комитета 1921 г. в Антверпене. При этом делается пометка, что состав бюро приводится по состоянию на дату проведения Копенгагенской конференции 1913 г. [17] Видимо, Комитет не располагал информацией о деятельности российской ассоциации.

Члены Комитета из России: М.А. фон Таубе, И.А. Овчинников и Сигизмунд Льюис, – в последний раз упоминаются в бюллетени Конференции от 1949 г., однако в разделе «Умершие члены» [18]. Проделанная представителями Российской империи в Комитете работа была поглощена драматическим событиями Великой Октябрьской социалистической революции, Гражданской войной, последующими репрессиями и Второй мировой войной. Были утрачены все контакты и наработки русских морских юристов прошлого. К примеру, информацию о деятельности представителей Российской империи в Комитете проще найти на сайте Комитета, чем в архивных документах, хранящихся в современной России. В первое пятидесятилетие советской власти на фоне тотального огосударствления экономики и отрицания частной собственности на средства производства международное морское торговое право не представляло особого интереса для законоведов. Однако необходимость участия в международной торговле вынуждала СССР ратифицировать некоторые международные конвенции, а представителей Советского Союза – постепенно возвращаться к работе с коллегами из других государств.

В 1969 г. в документах ММК содержится информация о принятии в его состав Советской ассоциации морского права [19]. В разные годы от Советской ассоциации морского права в заседаниях Комитета участвовали Георгий Маслов, Виктор Устинов, Ида Баринова, Анатолий Колодкин и ряд других специалистов [20]. После распада СССР Советская ассоциация морского права была преобразована в Ассоциацию международного морского права, которая сохраняла свое членство в Комитете до 2017 г., когда была исключена из Комитета в связи с длительной задолженностью по внесению членских взносов21.

С 30 сентября 2021 г. Россию в Международном морском комитете представляет Российская ассоциация морского права “RUMLA”, которая приняла на себя обязательство по выплате задолженности прошлой Ассоциации.

Российская ассоциация морского права “RUMLA” создана в 2018 г. усилиями российских юристов, практикующих в сфере морского права: Константина Краснокутского, Константина Путри и Филиппа Вагина. Впоследствии в состав Ассоциации вошли более 50 российских юристов, представляющих все поколения и сферы деятельности в области морского права – от практики до научной работы. Новые члены внесли свой вклад и продолжают способствовать дальнейшему развитию Ассоциации. Важность этой поддержки, особенно некоторых членов Ассоциации, сложно переоценить и невозможно не отметить.

Российская ассоциация морского права “RUMLA” находится в Санкт-Петербурге – морской столице России – и продолжает традиции Российского общества морского права. В то же время Ассоциация основана на демократических принципах и открыта для членства всем, кто интересуется морским правом. ■

[1] Lilar A., Bosch C. van der. International Maritime Committee. 1897–1972. Antwerp, 1972. P. 2.

[2] Ibid. P. 4.

[3] Ibid. P. 6.

[4] Wiswall F.L. A Brief History. P. 1 (https://comitemaritime.org/wp-content/uploads/2018/06/a-brief-history-wiswall.pdf).

[5] Ibid. P. 5.

[6] Frawley N.H. A Brief History. P. 2. (https://comitemaritime.org/wp-content/uploads/2018/06/A-brief-History-Frawlye.pdf).

[7] Conférence de Bruxelles. Juin 1897. P. 9, 68, 74 (https://comitemaritime.org/publications-documents/documents-of-interest/).

[8] Conférence d’Amsterdam. Septembre 1904. P. 27 (https://comitemaritime.org/publications-documents/documents-of-interest/).

[9] Liverpool Conference. June 1905. P. 25; Copenhagen Conference. May 1913. P. 39 (https://comitemaritime.org/publications-documents/documents-of-interest/).

[10] Bremen Conference. September 1909. P. 54 (https://comitemaritime.org/publications-documents/documents-of-interest/).

[11] Copenhagen Conference. May 1913. P. 29 (https://comitemaritime.org/publications-documents/documents-of-interest/).

[12] Bremen Conference. September 1909. P. 22 (https://comitemaritime.org/publications-documents/documents-of-interest/).

[13] Venice Conference. September 1907. P. 752 (https://comitemaritime.org/publications-documents/documents-of-interest/).

[14] Ibid. P. 31–32.

[15] Ibid. P. 39.

[16] Paris Conference. October 1911. P. 29; Copenhagen Conference. May 1913. P. 46 (https://comitemaritime.org/publications-documents/documents-of-interest/).

[17] Conférence d’Anvers. Juillet 1921. P. 30 (https://comitemaritime.org/publications-documents/documents-of-interest/).

[18] Conférence d’Amsterdam. 1949. P. 40, 43, 44 (https://comitemaritime.org/publications-documents/cmi-yearbook/).

[19] Conference de Tokyo. Documentation 1969. III. P. 168; Conference de Tokyo. Documentation 1969. VI. P. 48 (https://comitemaritime.org/publications-documents/documents-of-interest/).

[20] Conference de Tokyo. Documentation. 1969. I; Documentation. I. 1973; Conference de Rio de Janeiro. 1977. II (https://comitemaritime.org/publications-documents/cmi-yearbook/).

[21] CMI Yearbook. 2017–2018. P. 185 (https://comitemaritime.org/publications-documents/cmi-yearbook/).

Журнал «Морское право» 5/2021 стр. 19–23

31.12.2021

Добавить комментарий