База данных судебных решений по международным конвенциям

«Нашей целью было дать морю, которое является естественной связью между нациями, преимущество единообразного закона, который будет рациональным, обдуманным, справедливым по своему началу и практичным по своему тексту. Мы считали, что в нашей работе судовладелец, торговец, страховщик, оценщик, банкир, непосредственно заинтересованные стороны должны играть ведущую роль: что задача юриста – определить, что в этом морском сообществе является общим знаменателем, которое, среди этих различных интересов, является общим для всех; определить также, какое из различных решений является лучшим; внести в общую работу свои знания и свой опыт, но что в конечном итоге юрист должен держать перо, а практик должен диктовать решения»

Луи Франк [1]

С момента своего основания в 1897 году Международный морской комитет (ММК / CMI) играет важную и ведущую роль в международной гармонизации морского права. В феврале 2017 года CMI вступила в официальное сотрудничество с Центром морского права Национального университета Сингапура (CML) с це- лью создания электронной базы данных всех прецедентных решений, вытекающих из всех международных конвенций и протоколов, а также других международных унифицированных документов, спонсируемых CMI.

База данных – CML CMI Database of Judicial Decisions on International Conventions [2] – призвана сделать эти решения более доступными для мирового морского сообщества в надежде, что это будет способствовать проведению сравнительных исследований и единообразию толкования международного морского права. База данных основывается на фундаменте, заложенном профессором Франческо Берлингьери в предыдущей базе данных CMI по судебной практике по морским конвенциям «Jurisprudence on Maritime Conventions» [3].

В Базе данных – CML CMI Database of Judicial Decisions on International Conventions – собраны дела только на английском языке, как языке, наиболее часто используемом в морских контрактах и в морской индустрии во всем мире. База данных включает PDF и другие перекрестные ссылки на полный текст решения по делу, где это возможно.

CMI и CML приглашают все национальные ассоциации морского права представить материалы для Базы данных в отношении следующих документов: Конвенция об аресте 1952/1999, Афинская конвенция 1974/2002, Конвенция о перевозке пассажиров 1961, Конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969/1992, Унифицированные правила CMI для морских накладных, Конвенция о столкновении судов 1910, Конвенция о столкновении судов (гражданская юрисдикция) 1952, Конвенция о столкновении судов (гражданская юрисдикция / уголовная юрисдикция) 1952, Конвенция о фондах 1971/1992, Гаагские правила 1924, Правила Гаага-Висби 1968, Гамбургские правила 1978, Конвенция об иммунитете судов, принадлежащих государству, 1926, Конвенция о багаже 1967, Конвенция об ограничении ответственности по морским требованиям 1924/1957/1976/1996, Конвенция о морских залогах и ипотеках 1926/1967/1993, Конвенция о смешанных перевозках 1980, Роттердамские правила 2008, Конвенция о спасании 1910/1989, Конвенция SUA-88, Конвенция ООН по морскому праву 1982, Йорк-Антверпенские правила 1924/1950/1974/1994/2004/2016, Лиссабонские правила 1987.

В Базе данных можно найти судебные решения по международным конвенциям из 844 юрисдикций. Ни одного судебного решения российского суда по международной конвенции не представлено в базе данных. Российской Ассоциации морского права RUMLA надлежит внести вклад в унификацию морского права путем предоставления переводов на английский язык российских судебных актов, вынесенных по международным конвенциям, в Базу данных.

[1] Луи Франк признанный отец-основатель Международного морского комитета (ММК), он выступил с инициативой в бельгийских бизнес-кругах о создании ассоциации морского права, которая ориентировалась бы на нужды практики. По его мнению, деятельность ассоциации должна быть направлена на устранение пробелов и неточных правовых норм в морской отрасли и их унификацию посредством обсуждений проектов международных договоров. Его идея была поддержана Ассоциацией международного права, и 29 апреля 1896 г. в Бельгии была создана первая в мире Ассоциация морского права. Ее основателями являлись бельгийский министр Август Бирнер, предприниматель в области морского страхования Чарль ле Жун и юрист Луи Франк. Именно они разработали политику будущего Международного морского комитета, согласно которой деятельность Комитета должна быть направлена не на достижение абстрактных и теоретических решений в области морского права, а на реальные запросы коммерсантов, мореплавателей и страховщиков. Кроме того, в Комитете гарантировалось равенство дискуссии для всех его участников – национальных ассоциаций морского права и независимых специалистов из разных стран. Впоследствии было создано еще несколько национальных ассоциаций морского права, и 6 июня 1897 г. был официально образован ММК, в состав которого вошли национальные ассоциации морского права. Этот день считается датой формального создания Комитета, однако его деятельность началась как минимум за год до указанных событий. (Журнал «Морское право» 5/2021 С. 19–23 (https://rumla.org.ru/journals/Maritime-Law-Journal-5-2021.pdf ). См. также Wiswall F.L. A Brief History. https://comitemaritime.org/wp-content/uploads/2018/06/a-brief-history-wiswall.pdf )

В заявлении Луи Франка подчеркивается важность создания единообразного морского права, которое было бы рациональным, взвешенным, справедливым и практичным, чтобы способствовать сотрудничеству и гармонии между странами, связанными морскими путями. Франк считает, что различные заинтересованные стороны, включая судовладельцев, коммерсантов, андеррайтеров, средних оценщиков, банкиров и других заинтересованных лиц, должны играть значительную роль в его формировании. Он также подчеркивает роль юристов в этом процессе, заявляя, что они должны не только понимать общие чувства и опасения морского сообщества, но и определять наилучшие возможные решения. Юристы должны внести свой опыт и знания, но практические решения в конечном итоге должны исходить от людей, непосредственно вовлеченных в морскую отрасль. Таким образом, Франк предполагает совместный подход к созданию морского права, при котором эксперты в области права будут содействовать и дорабатывать идеи, выдвинутые теми, на кого непосредственно влияет законодательство.

[2] https://cmlcmidatabase.org/

[3] https://comitemaritime.org/publications-documents/database-judgments/jurisprudence-on-maritime-conventions/

Обзор подготовлен К. Краснокутским

Журнал “Морское право” 4/2022 стр. 96–97

06.01.2023

Добавить комментарий